Свобода мнений и убеждений.
Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются (ст. 33 Конституции).
В названной статье Конституции закрепляется как свобода слова, так и свобода печати, которая, в свою очередь, является средством выражения свободы слова.
Свободой слова нельзя злоупотреблять, она не может быть использована во вред правам и свободам других лиц. Поэтому Конституция, международно-правовые документы допускают ее ограничение.
Одним из способов реализации свободы мнений, убеждений и их свободного выражения является использование средств массовой информации, участие в собраниях и других общественных мероприятиях, направление обращений в государственные и общественные органы, должностным лицам, участие в обсуждении законопроектов и других вопросов государственной и общественной жизни, участие в предвыборной агитации и т. д.
Согласно Закону Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-3 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о средствах массовой информации) граждане Республики Беларусь имеют право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения.
Государство рассматривает систему средств массовой информации как основу реализации конституционного права граждан Республики Беларусь на свободу слова и информации, как важную составную часть национальной культуры и определяет меры, направленные на обеспечение экономической поддержки средств массовой информации.
В ст. 7 Закона о средствах массовой информации указано на недопустимость незаконного ограничения свободы массовой информации. Так, не допускается незаконное ограничение свободы массовой информации, которое выражается:
в осуществлении цензуры массовой информации — требовании со стороны должностных лиц, государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц к юридическому лицу, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, информационному агентству, корреспондентскому пункту, главному редактору (редактору), журналисту, учредителю (учредителям) средства массовой информации предварительно согласовывать информационные сообщения и (или) материалы, за исключением случаев согласования с автором или интервьюируемым, распространения официальных информационных сообщений (см. ст. 18, 26 Закона о средствах массовой информации);
во вмешательстве в сферу профессиональной самостоятельности юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации;
в приостановлении или прекращении выпуска средства массовой информации с нарушением требований Закона о средствах массовой информации, иных актов законодательства Республики Беларусь;
в принуждении журналиста средства массовой информации к распространению либо отказу от распространения информации;
в нарушении прав журналиста средства массовой информации, установленных Законом о средствах массовой информации и иными актами законодательства Республики Беларусь;
в ином воспрепятствовании в какой-либо форме законной деятельности учредителя (учредителей) средства массовой информации, юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, распространителя продукции средства массовой информации.
Повторимся, цензура средств массовой информации не допускается. Не допускаются создание и финансирование организаций, учреждений, органов либо должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.
- Вопросы к зачету по курсу
- Конституционно-правовые нормы и институты.
- Конституционно-правовые отношения их субъекты, объекты, содержание.
- 2.2. Субъекты конституционно-правовых отношений
- Система конституционного права Республики Беларусь.
- Источники конституционного права Республики Беларусь. Их общая характеристика и иерархия.
- Место конституционного права в системе права Республики Беларусь.
- Наука конституционного права Республики Беларусь, предмет, система, источники. Представители белорусской науки конституционного права, их труды.
- Конституция Республики Беларусь: понятие, структура, юридические свойства.
- Порядок принятия, изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь.
- Толкование Конституции.
- Функции Конституции Республики Беларусь.
- Конституция в правовой системе Республики Беларусь. Конституционное развитие Республики Беларусь.
- Механизм защиты Конституции.
- Ответственность по конституционному праву. Понятие конституционного строя.
- Суверенитет народа, нации.
- Республика Беларусь – унитарное государство.
- Республика Беларусь - демократическое государство.
- Республика Беларусь - правовое государство.
- Республика Беларусь - субъект снг. Органы снг.
- Государственные символы Республики Беларусь.
- Гарантии суверенитета Республики Беларусь.
- Республика Беларусь - социальное государство.
- Конституционные основы полновластия народа и формы его проявления.
- Союзное государство Беларуси и России (принципы, органы, статус граждан).
- Принцип разделения властей и его реализация в Республике Беларусь.
- Политическая система (понятие, элементы, пути дальнейшего совершенствования).
- Понятие экономической системы и ее конституционные основы.
- Характеристика форм собственности.
- Общественные объединения - элемент политической системы.
- Политические партии - элемент политической системы.
- Государство - элемент политической системы.
- Государство и церковь.
- Государство и личность.
- Гражданство рб: понятие и принципы.
- Условия и порядок приобретения и прекращения гражданства.
- Гражданство детей по законодательству Республики Беларусь.
- Теоретические основы и характеристика понятий: конституционные права, свободы, обязанности, долг, единство прав и обязанностей, равноправие и равенство. Классификация основных прав и свобод.
- Конституционно – правовая регламентация и содержание права на жизнь.
- Свобода, неприкосновенности и достоинство личности.
- Право на личную жизнь.
- Свобода передвижения и выбора места жительства.
- Право на определение отношения к религии. Свобода совести.
- Свобода мнений и убеждений.
- Право на национальную принадлежность, пользование родным языком.
- Право на судебную защиту. Право на юридическую помощь.
- Право на защиту международных организаций.
- Право на управление делами государства.
- Право избирать и быть избранным.
- Право на обращение в государственные органы.
- Свобода объединений.
- Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования.
- Свобода печати и информации.
- Право на образование.
- Право на труд. Право на отдых.
- Право на охрану здоровья.
- Право на благоприятную окружающую среду.
- Право на социальное обеспечение.
- Право на участие в культурной жизни.
- Конституционные обязанности граждан.
- Правовое положение национальных меньшинств.
- Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Особенности правового статуса граждан в условиях чрезвычайного и военного положения.
- Соматические права и свободы и их правовая регламентация.
- Правовые основы государственной формы защиты прав человека и гражданина в Республике Беларусь.
- Юридическая ответственность за нарушения прав человека.
- Региональный механизм снг в области защиты прав человека.
- Международные стандарты оон, ес, Совета Европы в области прав человека.
- Международный механизм защиты прав и свобод человека оон.