logo search
Voprosy_k_ekzamenu_po_distsipline

46. Инновации в государственном управлении

В большинстве случае государство старается управлять инновациями, которые суть важный инструмент для улучшения тех или иных показателей. Но редко заходит речь о том, чтобы модернизировать самую власть, а ведь инновации в государственном управлении уже постепенно внедряются, и их необходимость уже трудно отрицать. Инновации, как постоянное явление, могут существовать только в подготовленной для них среде. Если пытаться управлять инновациями, ничего не меняя «вверху», нововведения долго не протянут – именно от инициатив и опыта власти (в стране, концерне, небольшой фирме) зависит эффективность подчиненных.

Таким образом, недостаточно вводить инновации в сферах производства товаров, услуг. Необходимо также провести инновации, которые напрямую влияли бы на выработку новых решений – для этого нужны накопленные объемы знаний по инновациям, а также некоторая благоприятная среда для их распространения. В обыденном смысле это означает необходимость обучать и переобучать руководителей многих крупных компаний, а также сотрудников министерств, которые напрямую работают с инновационными проектами. В инновационных городках и других подобных проектах собраны участники, которые думают на одном языке – на языке свежих идей и решений. Если же руководители этих проектов не будут успевать за инициативой подчиненных, пострадает весь проект.

При этом инновации в государственном управлении не отменяют его основную функцию – регулирование нововведений и проверку возникший идей на пригодность в реальных современных условиях.

Существует два способа обновить структуру управления для соответствия современной инновационной среде – переобучение имеющихся управленческих кадров и привлечение к управлению инновациями технических и иных специалистов, способных самостоятельно разбираться в сути инновационных процессов. Эти способы следует чередовать и смешивать, так как невозможно полностью модернизировать управленческие кадры (и не всегда это требуется), как невозможно и поставить «к рулю» одних только специалистов из узко очерченных областей – они не смогут уследить за общими тенденциями, организовать процессы в крупных, государственных масштабах.

Такие интеграционные процессы могут занять не один год, но в результате может поменяться сам принцип государственного управления, когда научные и социальные инновации будут иметь большее значение, чем прямой контроль и сохранение неких традиций. Это, в свою очередь потребует фундаментальной переработки законодательства, чтобы отдельные субъекты государства могли бы без лишних преград объединяться в инновационные проекты.