32. Свобода передвижений и места жительства.
Правовое регулирование:
СТ.27 Конституции
ФЗ РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
В 1993 г., до принятия новой Конституции, был принят Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Закон впервые в российской законодательной практике установил не разрешительный, а регистрационный порядок выбора места жительства в пределах Российской Федерации, точнее, уведомительный порядок обязательной регистрации граждан по месту пребывания и жительства.
Закон ввел два типа регистрации - по месту пребывания и по месту жительства. При этом место пребывания определяется как "гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно"; а место жительства - как "жилой дом,квартиpa, служебное жилое помещение, специализированные дома(общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда ,специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".
Свобода передвижения, выбор места жительства и места пребывания, в соответствии с Законом, могут быть ограничены по основаниям, предусмотренным ст. 8: "в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы
проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение".
Список ограничений, приведенный в Законе, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Закон также содержит важнейшее положение, согласно которому регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации ,Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Положения Закона должны полностью распространяться на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации на законном основании. Это вытекает из формулировки ст.27 Конституции (и п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах), которая не только не делает различия между правовыми статусами гражданина РФ (гражданин РФ не может находиться на территории России незаконно) и иностранца или апатрида, находящегося в России на законном основании, но и описывает особую категорию субъектов, которым гарантируется свобода передвижения, выбора места пребыванияи жительства - "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации". Следовательно, федеральный законодатель не вправе, со ссылкой на ч.З ст. 62 Конституции, устанавливать для иностранных граждан и лиц без гражданства, законно находящихся на территории Российской Федерации, какие-либо ограничения свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства, не предусмотренные для граждан РФ. В частности, это относится к регистрационным сборам (см. 2.2.2.4.).
Статья 27 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому человеку, законно находящемуся на российской территории, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, и выезжать за пределы страны; российским гражданам также гарантируется право беспрепятственно возвращаться в Россию[4].
В России ведется регистрационный учёт места жительства и места пребывания граждан. Граждане обязаны регистрировать пребывание в помещениях, в которых временно проживают свыше 90 дней. Граждане, изменившие постоянное место жительства, обязаны подать на регистрацию не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства[7].
Места жительства и пребывания иностранных граждан фиксируются через миграционный учёт. Для иностранцев, сроки регистрации места пребывания значительно жёстче, чем для российских граждан. Для временно пребывающих в России это три рабочих дня, а для постоянно проживающих в России иностранных граждан — семь рабочих дней[8].
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
За регистрацию граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации взимается государственная пошлина в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной пошлине".
В городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно – территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах – местная администрация.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законамиРоссийской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
- 1.Понятие конституционного права как отрасли права.
- 2. Конституционно-правовые отношения: объекты, субъекты, содержание.
- 3. Субъекты конституционных отношений
- 4.Конституционные нормы, их особенность.
- 5. Источники кпрф.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- 7.Юридические свойства конституций и уставов субъектов рф.
- 9 И 16. Разработка и принятие Конституции 1993 года.
- 10.Понятие и сущность Конституции.
- 2 Раздел называется "Заключение и переходные положения", 1 раздел - без названия.
- 9.Юридические свойства Конституции.
- 10.Порядок пересмотра Конституции рф и принятия конституционных поправок.
- 11.Заключительные и переходные положения
- 12.Толкование Конституции.
- 13.Способы охраны Конституции.
- 14. Понятие конституционного строя
- 15.Конституционные характеристика российского государства.
- 17.Рф - социальное государство.
- 19.Референдум в рф.
- 23.Правовой статус личности и его элементы
- 24.Конституционные принципы гражданства рф. Фз «о гражданстве рф»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации
- Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации
- Глава IV. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации
- Глава V. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц
- Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
- Глава VII. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации
- Глава IX. Заключительные положения
- 25.Приобретение российского гражданства.
- 26.Прекращение российского гражданства
- 27. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства рф.
- 28.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф.
- 29.Понятие и классификация основных прав и свобод человека и гражданина.
- 30.Личные права и свободы.
- 30.Право на жизнь.
- 31. Право на свободу и личную неприкосновенность.
- 32. Свобода передвижений и места жительства.
- 33.Свобода совести и вероисповедания. Фз «о свободе совести и религиозных объединениях»
- 35.Политические права и свободы.
- 34. Право на объединение. Фз «Об общественных объединениях»
- 35.Право на мирные собрания и публичные манифестации
- 38. Право участвовать в управлении делами государства.
- 39.Социально-экономические и культурные права и свободы.
- 37.Свобода массовой информации. Правовое регулирование.
- 39.Право частной собственности
- 40. Свобода труда
- 41. Право на социальное обеспечение.
- 42.Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
- 43.Право на образование.
- 45.Конституционные ограничения прав и свобод граждан.
- 47.Конституционные обязанности человека и гражданина.
- 48. Государственное устройство России. Особенности российского федерализма
- Глава 3 Конституции рф «Федеративное устройство»:
- 51.Виды федераций
- 2 Способа образования федераций:
- 50.Кп статус рф
- 51.Предметы ведения рф.
- 52.Правовые основы разграничения предметов ведения рф и ее субъектов
- 1. В совместном ведении рф и субъектов рф находятся:
- Глава IV фз «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов рф» от 06.10.1999 (в редакции фз от 29.12.2004):
- 54. Кп статус субъектов рф.
- 56.Понятие избирательного права
- 57.Понятие избирательной системы. Ее виды.
- 58.Принципы участия граждан в выборах
- 59.Гарантии избирательных прав граждан по российскому законодательству
- 60.Стадии избирательного процесса
- 61.Виды избирательных комиссий в рф
- 62.Финансирование выборов.
- 62.Порядок голосования и определение его результатов по законодательству.
- 64.Ответственность за нарушение избирательных прав граждан