Государственный контроль и управление в области охраны атмосферного воздуха.
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов Федерации.
Принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха закреплены в ст. 3 Закона «Об охране атмосферного воздуха». К ним относятся:
– приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;
– обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;
– недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;
– обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;
– гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;
– научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом;
– обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
В ст. 5-7 Закона «Об охране атмосферного воздуха» определены полномочия органов государственной власти России, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха.
Основными правовыми средствами охраны атмосферного воздуха являются нормирование качества атмосферного воздуха, предельно допустимых воздействий со стороны отдельных источников, регулирование размещения источников вредных воздействий на атмосферу, экологическая экспертиза проектов предприятий и иных объектов, эксплуатация которых сопровождается загрязнением атмосферы, разрешительный порядок вредных воздействий на состояние атмосферного воздуха.
К специфическим требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха относится регулирование воздействия на погоду и климат (ст. 42 Закона «Об охране атмосферного воздуха»). Действия, направленные на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений в народнохозяйственных целях, могут осуществляться только по разрешениям специально уполномоченных на то государственных органов и лишь при условии, что это не приведет к неблагоприятному воздействию на погоду и климат. Такие воздействия на погоду проводятся в сельскохозяйственных и иных общественно значимых целях – например, для предупреждения выпадения града или дождя или, наоборот, для стимулирования осадков.
Правительством РФ разрабатывается и утверждаются программы и мероприятия по охране атмосферного воздуха. Так, юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ или вредного физического воздействия на атмосферный воздух, разрабатывают и осуществляют мероприятия по охране атмосферного воздуха, согласованные с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха (ст. 9 Закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, его территориальные органы разрабатывают соответствующие федеральные целевые программы, программы субъектов Федерации и местные программы охраны атмосферного воздуха. Проекты программ могут выноситься на обсуждение граждан и общественных объединений в целях учета их предложений при планировании и осуществлении мероприятий по улучшению качества атмосферного воздуха.
Функция по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха в настоящее время возложена на Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха обеспечивает соблюдение:
– условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в воздух и на вредные физические воздействия на него;
– стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля;
– режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу;
– выполнения федеральных целевых программ и программ субъектов Федерации охраны атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране;
– иных требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха совместно с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет организацию регистрационных испытаний вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую природную среду, и их государственную регистрацию в соответствии с положением, утвержденным Правительством РФ.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ. Запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды.
Если в отношении таких природных ресурсов, как земля, недра, воды, животный мир, предмет правового регулирования включает и регулирование использования и охраны, то регулирование использования атмосферного воздуха в законодательстве осуществляется в незначительной степени. Так, ст. 40 и 41 Закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривают регулирование потребления атмосферного воздуха для промышленных и иных народнохозяйственных нужд. При проектировании предприятий, сооружений и других объектов, а также при создании и совершенствовании технологических процессов и оборудования должны предусматриваться меры, обеспечивающие минимально необходимое потребление атмосферного воздуха для производственных нужд. Потребление воздуха для производственных нужд может быть ограничено, приостановлено или запрещено органами, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в случае, когда это приводит к изменениям состояния атмосферного воздуха, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей, растительный и животный мир.
- Темы практических, семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр по дисциплине «Экологическое право».
- Тема 1. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования (семинар).
- Нормативные акты:
- Литература:
- Тема 2. Правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды (круглый стол).
- Нормативные акты:
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-фз «Об охране окружающей среды». // сз рф, 2002, № 2, ст. 133.
- Литература:
- Боголюбов с.А. Экологическое право. Учебник. – м.: Юристъ, 2010.
- Бринчук м.М.Экологическое право Учебник. 6-е изд., перераб. И доп. – м.: Юристъ, 2010.
- Тема 3. Экологический контроль (семинар).
- Нормативные акты:
- Литература:
- Боголюбов с.А. Экологическое право. Учебник. – м.: Юристъ, 2010.
- Пирогова е.Е. Порядок осуществления федерального государственного экологического контроля // Адвокат. 2010. № 2.
- Пономарев м.В. Правовые проблемы реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования // Экологическое право, 2006, № 5.
- Раскина т. Надзор за исполнением законодательства в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов // Законность. 2009. № 5.
- Тема 4. Юридическая ответственность за экологические правонарушения (групповая дискуссия).
- Нормативные акты:
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-фз «Об охране окружающей среды» // сз рф, 2002, № 2, ст. 133.
- Литература:
- Боголюбов с.А. Экологическое право. Учебник. – м.: Юристъ, 2010.
- Вирясова н.В. Критерии отграничения незаконной порубки деревьев и кустарников от преступлений против собственности // «Черные дыры» в Российском законодательстве, 2007, № 1.
- Тема 5. Правовая охрана земель и недр (семинар).
- Нормативные акты:
- Литература:
- Боголюбов с.А. Экологическое право. Учебник. – м.: Юристъ, 2010.
- Тема 6. Правовая охрана лесов и животного мира (групповая совместная дискуссия).
- Нормативные акты:
- Литература:
- Боярский м. К вопросу о сфере уголовно-экологического права // Экологическое право. 2010. № 1.
- Жевлаков э. Квалификация незаконной охоты // Уголовное право. 2009. № 6.
- Крассов о.И. Право собственности на леса // Экологическое право, 2006, №3.
- Тема 7. Правовая охрана водных объектов и атмосферного воздуха (семинар).
- Нормативные акты:
- Литература:
- Боголюбов с.А. Экологическое право. Учебник. – м.: Юристъ, 2010.
- Винтер г. Климат не товар: промежуточные результаты системы торговли квотами на выбросы // Экологическое право. 2010. № 2.
- Дубовик о.Л. Экологическое право. Учебник. – м.: Проспект, тк Велби, 2010.
- Тема 8. Правовой режим особо охраняемых природных территорий (круглый стол).
- Открытие занятия.
- Постановка проблемного вопроса выносимого на обсуждение:
- Нахождение консенсуса.
- Подведение итогов обсуждения. Нормативные акты:
- Литература:
- Боголюбов с.А. Экологическое право. Учебник. – м.: Юристъ, 2010.
- Евтушенко в.И. Экологическая миграция: понятие, виды, место в отечественной правовой системе // Миграционное право. 2010. № 2.
- Злотникова т.В. Природоохрана России. Эколого-правовой и социально-политический взгляд на 20-летие // Экологическое право. 2010. № 2.
- Хлуденева н.И. Основные направления совершенствования системы экологического законодательства // Журнал российского права. 2010. № 4.
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Тестовые задания для рубежного контроля Модуль 1
- Модуль 2
- Примерные темы дипломных работ по дисциплине «экологическое право».
- Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Экологическое право»
- Экологическое страхование.
- Краткие ответы на вопросы к экзамену по дисциплине «экологоическое право»
- Общая характеристика экологических проблем в России и мире.
- Концепции отношения общества к природе.
- Понятие, предмет экологического права. Проблемы названия отрасли права.
- Методы и система экологического права. Принципы экологического права.
- Понятие экологического правоотношения и его виды. Содержание экологических правоотношений. Субъекты и объекты экологических правоотношений.
- Понятие и классификация источников экологического права.
- История возникновения и развития экологического права России.
- Понятие и общая характеристика экологических прав и обязанностей граждан.
- Общая характеристика права собственности на природные ресурсы.
- Понятие, основания возникновения и прекращения права природопользования.
- Виды права природопользования. Права и обязанности по пользованию природными объектами.
- Понятие и система государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды.
- Система экологических нормативов и стандартов.
- Понятие государственного учета в области охраны окружающей среды.
- Понятие, виды и значение государственных кадастров природных ресурсов.
- Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды.
- Виды и принципы экологической экспертизы. Объекты экологической экспертизы.
- Понятие и значение оценки воздействия на окружающую природную среду (овос).
- Цели и объекты оценки воздействия на окружающую природную среду (овос).
- Экологическая сертификация.
- Лицензия как правовой инструмент регулирования природопользования и охраны окружающей среды.
- Мониторинг окружающей среды.
- Понятие, виды экологического контроля.
- Природоохранная деятельность органов прокуратуры.
- Природоохранная деятельность органов внутренних дел.
- Понятие и роль экономического механизма охраны окружающей среды.
- Экологическое страхование.
- Платность природопользования. Понятие и виды платежей.
- Юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства.
- Понятие, состав и виды экологических правонарушений. Критерии разграничения экологических проступков и преступлений.
- Административная ответственность за экологические правонарушения.
- Уголовная ответственность за экологические правонарушения.
- Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
- Понятие и виды экологического вреда. Формы и механизмы возмещения вреда.
- Земля как объект эколого-правовых отношений, земельный фонд.
- Право собственности на землю. Иные (кроме собственности) виды прав на землю.
- Основания возникновения и прекращения прав на землю.
- Правовые меры охраны земель.
- Правовой режим земель различного назначения.
- Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.
- Недра как объект эколого-правовых отношений.
- Право недропользования и его виды.
- Правовая охрана недр.
- Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах.
- Вода как объект эколого-правовых отношений.
- Право водопользования и его виды. Государственное управление водным фондом.
- Правовая охрана вод.
- Юридическая ответственность за нарушение водного законодательства.
- Лес как объект эколого-правовых отношений.
- Право лесопользования и его виды. Государственное управление лесным фондом.
- Правовая охрана лесов.
- Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства.
- Животный мир как объект эколого-правовых отношений.
- Государственный контроль и управление в области охраны животного мира.
- Право пользования животным миром и его виды.
- Правовая охрана животного мира. Красная книга и ее значение.
- Юридическая ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране животного мира.
- Атмосферный воздух как объект эколого-правовых отношений.
- Государственный контроль и управление в области охраны атмосферного воздуха.
- Правовая охрана атмосферного воздуха. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.
- Общая характеристика природно-заповедного фонда рф.
- Правовой режим природных заповедников, заказников, национальных и природных парков, памятников природы.
- Правовой режим курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных территорий.
- Правовой режим зон экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций.
- Законодательство об обращении с опасными и радиоактивными веществами и отходами.
- Понятие и источники международного права окружающей среды.
- Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
- Система и задачи международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны окружающей среды, их функции и полномочия.
- Учебно-методический комплекс дисциплины «Экологическое право»