logo
ЭП УМК

Общая характеристика права собственности на природные ресурсы.

Традиционно в отечественной юридической литературе право собственности рассматривается в двух аспектах - объективном и субъективном.

Право собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующий отношения собственности в конкретном обществе

Государство-собственник не может непосредственно владеть и пользоваться природными ресурсами, оно может лишь предоставить их во временное или бессрочное владение и пользование другим лицам (гражданам и организациям) на основе договора либо путем предоставления ограниченных вещных прав – пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования. У государства в этом случае сохраняется право на извлечение выгод из принадлежащей ему собственности, но опосредовано - путем получения платы за пользование. Кроме того, государство в допускаемых законодательством случаях может осуществлять передачу природных ресурсов в частную и муниципальную собственность.

Субъектом права муниципальной собственности являются муниципальные образования, от их имени выступают органы местного самоуправления. В настоящее время в муниципальной собственности могут находиться лишь земельные участки, а также расположенные на них обособленные водные объекты и древесно-кустарниковая растительность.

В настоящее время наиболее вероятны два способа возникновения права муниципальной собственности на земельные участки: а) разграничение государственной собственности на землю; б) приобретение органами местного самоуправления земельных участков у граждан и юридических лиц. Хотелось бы обратить внимание на то, что в обоих случаях основанием для государственной регистрации прав признаются не просто нормативные акты или договоры, а лишь изданные (заключенные) в соответствии с законодательством. Между тем пока ни Конституция РФ, ни ГК РФ, ни ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ни какой-либо иной законодательный акт РФ не устанавливают порядок отнесения земельных участков к собственности муниципальных образований. Предполагается, что все эти вопросы будут решены в Земельном кодексе РФ и ФЗ "О государственных и муниципальных землях" (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 21 сентября 1999 г.). Таким образом, говорить о праве муниципальной собственности на земельные участки как о правовой реальности явно преждевременно.

Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица.

В частной собственности могут находиться земельные участки, переданные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке (приватизация земли), а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок. ГК РФ (ст. 234) предусматривает еще одно основание возникновения права частной собственности – приобретательскую давность.