logo
ЭП УМК

Концепции отношения общества к природе.

1. Натуралистические концепции Проблема определения сущности взаимосвязи человека и среды, общества и природы всегда, во все века привлекала внимание различных философских школ и направлений. В древние и средние века преобладали натуралистические концепции. Они рассматривали природу в качестве божества, мудрого творца, идеала, возвышающегося над обществом. Представители этих взглядов считают возможным и даже необходимым применять в обществе такие законы природы, как принцип естественного отбора, в котором побеждает сильный, как экологическую взаимосвязь по линии «хищник – жертва», где жертва является средством существования хищника, а сам хищник становится жертвой другого более сильного представителя животного мира и т.п.

2. Попытки сохранить в силе натуралистические концепции оценки системы "природа – общество" проявляются и в концепциях невмешательства в природу как средства обеспечения ее гармоничного развития с обществом. Представители этих концепций и в нынешних условиях считают, что в природе нет и не может быть ошибок и недостатков. Природа знает лучше, говорят они, и всякие попытки вмешательства в природу с целью исправления ее недостатков оборачиваются серьезными конфликтами между человеком и естественным миром.

3.Концепция потребительского отношения к природе. Суть этой концепции заключается в том, что природа воспринимается как кладовая, из которой должны извлекаться ресурсы для развития материального производства и создания богатства общества (выражена известными словами И.В. Мичурина: «Нам не надо ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача»), «На наш век хватит», «После нас хоть потоп» – вот лозунги, под которыми осуществлялось и осуществляется решение многих программ хозяйственного развития. Закономерным результатом потребительского отношения к природе раньше или позже является ее истощение, деградация, что соответствующим образом отражается на человеке и обществе

4.Концепция невмешательства в природу. Сторонники этой концепции исходят из того, что все процессы в природе осуществляются на основе объективных законов («природа знает лучше») и всякие попытки вмешательства в природу с целью исправления ее дефектов без учета законов ее развития оборачиваются серьезными последствиями и для человека, и для природы.

5.Учение о ноосфере. Сторонники этого учения исходят из недопустимости использования силы человеческого разума для уничтожения или подавления живого, как это происходило в прошлом и, к сожалению, происходит в наши дни. Сила человеческого разума должна стать справедливой, доброй по отношению к человеку и окружающей его среде, к планете Земля, к околоземному пространству и космосу в целом. Учение о ноосфере подчеркивает значение идей естественного права и естественной справедливости, указывающих на нормы, с которыми должен считаться человек, стремясь установить сбалансированные отношения между обществом и природой, обеспечить равновесие и гармонию в их взаимоотношении. Осваивая природу, человек преобразовывает себя в соответствии с законами природы, природными императивами.

6.Концепции ограничения экономического развития, потребностей и народонаселения. Их появление в 60–70-е гг. явилось реакцией на истощение природных ресурсов, высокие уровни загрязнения окружающей среды, одним словом, на деградацию природы. Сторонники этих концепций (американский ученый Дж. Форрестер, члены «Римского клуба», неправительственного научно-исследовательского международного объединения, образованного в 1968 г., и др.) исходят из возможности экологического «коллапса» и связанной с этим гибелью человеческого общества, основываются на системе расчетов, включающей экстраполяцию современных темпов развития общества.

7. Концепция глобального управления. Авторы этой концепции исходят из того, что весь материальный мир един и взаимосвязан, что задачи эффективной охраны природы планеты могут быть решены лишь коллективными усилиями всего международного сообщества. Опираясь на эти неоспоримые истины, они предлагают создать надгосударственный орган, который бы управлял охраной и использованием окружающей среды во всех странах или регионах.

8. Теория экологической революции. Речь идет не о переустройстве политического строя, не о создании новых политических структур, а о революции в мышлении человека, о переходе, причем не эволюционном, а революционном – путем скачка, от потребительской психологии к осознанию рационального природопользования с учетом охраны окружающей среды,

9.Концепция устойчивого развития – одна из современных, наиболее распространенных и поддерживаемых мировым сообществом концепций взаимодействия общества и природы. Ее появление, развитие и признание связано с природоохранительной деятельностью ООН. По инициативе Генерального секретаря ООН в 1984 г. была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию. В задачи Комиссии входила, в частности, выработка предложений долгосрочных стратегий в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие, рассмотрение способов и средств, с использованием которых мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды.