logo
ЭП УМК

Мониторинг окружающей среды.

Согласно Постановлению Правительства РФ в нашей стране создана Единая государственная система экологического мониторинга, включающая в себя:

1) мониторинг состояния окружающей среды;

2) социально-гигиенический мониторинг;

3) мониторинг источников вредного воздействия.

Указанное постановление не определяет, что такое мониторинг, оно лишь называет указанные виды экологического мониторинга и распределяет полномочия по его ведению между различными государственными органами.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О гидрометеорологической службе» мониторинг окружающей среды, ее загрязнения - это долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнения и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения. Головным органов, ведущим этот мониторинг, является Государственный комитет по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ.

Природоресурсовое законодательство предусматривает ведение мониторинга состояния отдельных природных ресурсов: водных объектов (ст. 78 Водного кодекса РФ), лесов (ст. 69 Лесного кодекса РФ), объектов животного мира (ст. 15 ФЗ "О животном мире"), атмосферного воздуха (ст. 23 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха), земель (ст. 109 Земельного кодекса РФ).

Органы Госсанэпиднадзора РФ наделены правом выявлять причины и условия возникновения и распространения массовых заболеваний и отравлений людей вследствие воздействии на них среды обитания. Для этого они ведут социально-гигиенический мониторинг (ст.38 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Последний представляет собой систему организационных, социально, санитарно-эпидемиологических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценку и прогнозирование изменений, установление, предупреждение, устранение или уменьшения факторов вредного влияния. Более подробно эти вопросы регулируются Положением о социально-гигиеническом мониторинге.

Правовая база ведения мониторинга источников вредного воздействия в настоящее время на федеральном уровне отсутствует.