11.Бюрократизм: сущность и формы проявления
Традиционно при анализе и оценке государственного управления в нем обнаруживается и отмечается наличие бюрократизма. Можно выделить три подхода к характеристике бюрократизма. Наиболее распространенный подход состоит в том, что бюрократизм описывается по следующим аспектам:
деформации сознания, наступающей под влиянием работы в аппарате управления, ведущей к тому, что у соответствующей категории лиц возникает особое функциональное сознание, «корпоративная» этика и психология;
низведению бюрократических проявлений до низового исполнительского уровня, где, мол, маленькие чиновники творят свой произвол над зависимыми или обращающимися к ним людьми (простыми гражданами);
господству канцелярии, торжеству формалистики, заседательству и бумаготворчеству, превалированию буквы инструкции, приказа над сущностью дела.
Бюрократизм представляет собой определенный социальный (общественный) институт, который создается, поддерживается и воспроизводится какой-то системой взаимосвязей в организационных структурах, причем часто независимо от побуждений и настроений людей, вовлеченных в его механизмы.
Формы проявления бюрократизма — формализм, волокита, канцелярщина (вместо решения вопроса по существу — отписка), бездумное, казенное отношение к делу и др.
Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местный, т. е. «государственные задачи превращаются в канцелярские», а «канцелярские задачи — в государственные». Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.
Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата — сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата — верный признак его бюрократического загнивания.
- 1. Власть и управление: соотношение понятий.
- 2. Понятие «государство». Цель и функции государства.
- 3. Понятие социального государства. Становление социального государства в России.
- 4. Субъект и объект управления. Прямые и обратные связи в системе государственного управления.
- 5. Место Президента рф в системе государственной власти России. Полномочия президента рф.
- 6. Государственная политика: понятие и виды.
- 7. Государственная служба как профессиональная служебная деятельность.
- 8. Понятие «бюрократия». Основные концепции бюрократии.
- 9. Концепция бюрократии Вебера – Вильсона.
- 10. Азиатская («имперская») модель бюрократии.
- 11.Бюрократизм: сущность и формы проявления
- 12. Особенности бюрократической психологии.
- 13.Пути преодоления бюрократизма.
- 14. Принципы обновления современных систем государственного управления (д. Осборн).
- 15. Состояние и перспективы административной реформы в России.
- 16. Контроль гражданского общества за деятельностью бюрократического аппарата.
- 17. «Электронное правительство» в рф: текущее состояние и перспективы развития.
- 18. Информационное обеспечение эффективного управления.
- 19. Основные требования к информации при подготовке и принятии эффективных решений государственного управления.
- 20. Основные направления государственной информатизационной политики в рф.
- 21. Понятие и содержание термина «эффективность» для государственной службы.
- 22. Правила делового этикета государственного служащего.
- 23. Тенденции современного государственного менеджмента.
- 24. Понятие государственной услуги и современный государственный менеджмент.
- 25. Пути повышения эффективности государственной службы.
- 26. Закон о государственной гражданской службе рф.
- 27. Понятие муниципальной службы. Задачи, функции и принципы муниципальной службы.
- 28. Закон о муниципальной службе в рф.
- 29. Специфика местного самоуправления Санкт-Петербурга.