3. Страховая деятельность: понятие, государственное регулирование и надзор. Порядок лицензирования страховой деятельности
Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием (ст. 2 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в РФ»2).
Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования. Страхование выделяется в специальную отрасль законодательства и административного надзора. Государственное регулирование страхового рынка осуществляется посредством специальной политики, принятия отдельных законов, закрепляющих порядок и условия страхования, рассмотрения возникающих споров, а также устанавливающих с учетом интересов граждан и юридических лиц обязательные виды страхования.
Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.
Задачами организации страхового дела являются:
- проведение единой государственной политики в сфере страхования;
- установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.
Государственное регулирование страховой деятельности должно быть направлено на выполнение названных выше задач и обеспечение эффективного контроля страхового сектора. Разработка единой государственной политики в сфере страхования является одной из основных задач Министерства финансов РФ.
На Министерство финансов РФ возложены следующие обязанности: реализация государственной политики в сфере страхования, регулирование деятельности субъектов и участников страхового рынка, обеспечение защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективное развитие страхового дела, установление требований финансовой устойчивости страховщиков, а также формы учета и отчетности
В целях контроля соблюдения страхового законодательства, предупреждения и пресечения его нарушений, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела государство осуществляет надзор за деятельностью субъектов страхового дела.
Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства и включает в себя:
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
4) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами.
До 2011 года таким органом была Федеральная служба страхового надзора, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.
Указом Президента РФ от 4 марта 2011 г. № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации»3 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам России.
В связи с этим устанавливается, что Федеральная служба по финансовым рынкам России осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Закреплены ее основные полномочия в данной области.
Так, основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам России в сфере страховой деятельности (страхового дела) являются:
1) контроль и надзор за:
- соблюдением субъектами страхового дела (страховыми организациями, обществами взаимного страхования, страховыми брокерами и страховыми актуариями) страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;
- выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы;
- предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;
- достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;
- обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;
- составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;
- выдачей страховщиками банковских гарантий;
- соблюдением страховыми организациями требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы;
- исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации;
- деятельностью временной администрации страховой организации;
2) принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий (аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий) субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев;
3) проведение аттестации страховых актуариев;
4) ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;
5) получение, обработка и анализ отчетности и иных сведений, предоставляемых субъектами страхового дела;
6) выдача в соответствии с законодательством РФ предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
7) обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
8) обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора и другие полномочия.
Лицензированием страховой деятельности на территории Российской Федерации занимается Федеральной службы по финансовым рынкам России.
Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, перечень которых установлен ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Выдаваемая на осуществление страховой деятельности лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение названной деятельности на территории страны при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.
Для получения лицензии должны быть соблюдены квалификационные требования, предъявляемые к руководству субъектов страхового дела. Так, руководитель страховой организации и главный бухгалтер обязаны иметь гражданство РФ, высшее экономическое или финансовое образование, а также стаж работы в сфере страхования и по специальности не менее двух лет.
Аннулирование лицензии или отмена решения о выдаче лицензии осуществляется в случае:
- непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии;
- установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации.
Лицензия на осуществление страхования выдается без ограничения срока ее действия. В ряде случаев может быть выдана временная лицензия на срок не более чем три года с последующим ее продлением. Лицензия не подлежит передаче другим лицам.
Основанием для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела является решение суда, а также решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.
Федеральной службы по финансовым рынкам России решение об отзыве лицензии принимается:
- при осуществлении страхового надзора;
- в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;
- в случае, если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года;
- иных предусмотренных федеральным законом случаях;
- по инициативе субъекта страхового дела - на основании его заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.
Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела не вправе заключать договоры страхования, договоры перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела в соответствующие договоры.
Помимо лицензирования Министерство финансов РФ утверждает Правила размещения страховщиками страховых резервов. Под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов. Эти активы должны удовлетворять условиям диверсификации4, возвратности, прибыльности и ликвидности.
Федеральная служба по финансовым рынкам России и ее территориальные органы имеют право проводить проверку деятельности субъектов страхового дела, а при обнаружении нарушений страхового законодательства выдавать предписания. Субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.
В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, при уклонении от получения предписания, а также при неисполнении требований правил размещения страховых резервов действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, определенном органом страхового надзора. Ограничение действия лицензии означает запрет на осуществление отдельных видов страхования, приостановление - запрет на осуществление страховой деятельности.
Субъекты страхового дела также обязаны представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении и по запросу органа страхового надзора - сведения, необходимые для осуществления ими страхового надзора. Кроме того, страховые организации обязаны опубликовывать годовые бухгалтерские отчеты в средствах массовой информации после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений.
В случае неоднократного нарушения законодательства Федеральная служба по финансовым рынкам России имеет право ограничить, приостановить или аннулировать лицензии страховой организации.
Определенные функции по страховому надзору могут быть возложены и на иные специальные органы. Так, в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»5 образуется Агентство по страхованию вкладов. Агентство является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией и осуществляющей обеспечение функционирования системы страхования вкладов. В полномочия Агентства входит ведение реестра банков, сбор страховых взносов и контроль за их поступлением, обращение в Банк России с предложениями о применении к банкам мер ответственности за нарушение законодательства, определение порядка расчета страховых взносов и др.
В целях усиления страхового надзора и повышения его эффективности Министерство финансов РФ взаимодействует с различными органами (Министерством внутренних дел, Министерством транспорта РФ, государственными внебюджетными фондами, Федеральной антимонопольной службой и др.), а также с профессиональными объединениями страховщиков. В связи с активизацией сотрудничества Российской Федерации и Европейского союза, а также предполагаемым вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) возникнут дополнительные задачи в системе развития взаимоотношений российского и международного страховых рынков.
Поддержка национальной системы страхования, защита интересов российских субъектов страхового дела в условиях резкого усиления конкуренции субъектов страхования (особенно со стороны американских, немецких и английских страховых компаний) является одним из главных направлений в государственном регулировании страхования.
- Тема 6. Налоговое право российской федерации
- 1. Понятие, признаки налога и сбора
- 2. Функции налогов и сборов
- 3. Принципы налогообложения в Российской Федерации
- 4. Виды налогов
- 5. Понятие, предмет и метод налогового права
- 6. Система налогового права
- 7. Источники налогового права
- 8. Налоговое правоотношение
- 9. Налоговая система Российской Федерации. Система налогов и сборов в Российской Федерации (виды налогов и сборов). Специальные налоговые режимы
- 10. Элементы налогообложения
- Тема 9. Правовое регулирование страхования
- 1. Понятие и правовые основы страхования
- 2. Сущность и функции страхования
- 3. Страховая деятельность: понятие, государственное регулирование и надзор. Порядок лицензирования страховой деятельности
- 4. Страховое правоотношение
- 5. Правовые формы взаимодействия страховщиков
- 6. Формы и виды страхования
- Тема 10. Правовые основы банковского кредитования
- 1. Понятие банковского кредита
- 2. Принципы банковского кредитования
- 3. Классификация банковского кредита
- 4. Банковская система Российской Федерации
- 5. Правовой статус Банка России
- 6. Банковское регулирование и банковский надзор
- Тема 11. Правовые основы денежной системы российской федерации
- 1. Понятие и сущность денег и денежного обращения
- 2. Денежная система Российской Федерации
- 3. Правовое регулирование кассовых операций и наличных расчетов
- Тема 12. Правовые основы расчетов
- 1. Понятие расчетов и расчетных отношений
- 2. Формы безналичных расчетов
- Тема 13. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- 1. Понятия инвестиций и инвестиционной деятельности
- 2. Инвестиционная деятельность как институт финансового права
- 3. Принципы инвестиционного права и инвестиционной деятельности (как института финансового права)
- 4. Инвестиционные правоотношения
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
- 1. Валюта и валютные ценности
- 2. Понятие и принципы валютного регулирования
- 3. Виды валютных операций
- 4. Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций
- 5. Валютный контроль