1. Понятие и сущность денег и денежного обращения
Деньги являются главным атрибутом финансовой системы государства, показателем состояния экономики. Как экономическая категория деньги представляют собой средство выражения стоимости товара, его всеобщий эквивалент. В современной экономике деньги являются неизменным условием обращения практически всех видов товаров. Благодаря деньгам удается иметь единый измеритель стоимости, необходимый при товарообороте. Деньги отражают глубинное состояние экономики и являются результатом экономических и неэкономических отношений. Поэтому деньги выступают мощным стимулом развития экономики в целом, ее отдельных отраслей, конкретных субъектов хозяйственной деятельности.
Сущность денег как универсального товара проявляется через их функции, к которым относятся:
средство определения меры стоимости;
средство обмена;
средство платежа;
средство накопления.
Совокупный объем денежных средств в экономике страны образует денежную массу, которая характеризует покупательные, платежные и накопительные средства, необходимые для развития экономики страны в целом, а также для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц. Регулирование объема денежной массы осуществляется национальным (федеральным) банком.
Деньги постоянно находятся в движении, процесс движения денежных средств называют денежным обращением.
Денежное обращение делится на два вида: наличное и безналичное. При наличном денежном обращении средством платежа являются наличные денежные знаки (банкноты, казначейские билеты, монеты). Деятельность по организации наличного денежного обращения и управлению им осуществляется Центральным банком РФ.
Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта и зачислении этой суммы на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.
Безналичное денежное обращение в РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:
предприятия и организации обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банках;
безналичные расчеты должны осуществляться через банк;
формы безналичных расчетов выбираются самими предприятиями и организациями в соответствии с требованиями законодательства.
Государство при осуществлении денежно-кредитной политики ограничивает объем наличного денежного обращения и значительно расширяет формы безналичных расчетов. Так, согласно указанию Центрального банка РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. Расчеты на сумму, превышающую установленную, должны производиться только в безналичной форме. Это связано с преимуществом безналичных форм перед наличным денежным обращением. К таким преимуществам можно отнести:
безналичное денежное обращение в отличие от наличного не требует крупных затрат со стороны государства на замену ветхих денежных знаков и т.п.;
безналичное денежное обращение не требует затрат на организацию инкассации, хранение, выдачу;
безналичное денежное обращение позволяет государству контролировать все операции и сделки, осуществляемые физическими и юридическими лицами, что необходимо в целях налогообложения;
безналичное денежное обращение более безопасно и позволяет оперативно осуществлять расчеты (например, между клиентами из разных регионов, стран) и др.
Расширение безналичного денежного обращения предполагает применение различных его форм, таких как расчеты с помощью векселей и иных обязательств, а также с помощью электронных систем расчетов и др.
- Тема 6. Налоговое право российской федерации
- 1. Понятие, признаки налога и сбора
- 2. Функции налогов и сборов
- 3. Принципы налогообложения в Российской Федерации
- 4. Виды налогов
- 5. Понятие, предмет и метод налогового права
- 6. Система налогового права
- 7. Источники налогового права
- 8. Налоговое правоотношение
- 9. Налоговая система Российской Федерации. Система налогов и сборов в Российской Федерации (виды налогов и сборов). Специальные налоговые режимы
- 10. Элементы налогообложения
- Тема 9. Правовое регулирование страхования
- 1. Понятие и правовые основы страхования
- 2. Сущность и функции страхования
- 3. Страховая деятельность: понятие, государственное регулирование и надзор. Порядок лицензирования страховой деятельности
- 4. Страховое правоотношение
- 5. Правовые формы взаимодействия страховщиков
- 6. Формы и виды страхования
- Тема 10. Правовые основы банковского кредитования
- 1. Понятие банковского кредита
- 2. Принципы банковского кредитования
- 3. Классификация банковского кредита
- 4. Банковская система Российской Федерации
- 5. Правовой статус Банка России
- 6. Банковское регулирование и банковский надзор
- Тема 11. Правовые основы денежной системы российской федерации
- 1. Понятие и сущность денег и денежного обращения
- 2. Денежная система Российской Федерации
- 3. Правовое регулирование кассовых операций и наличных расчетов
- Тема 12. Правовые основы расчетов
- 1. Понятие расчетов и расчетных отношений
- 2. Формы безналичных расчетов
- Тема 13. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- 1. Понятия инвестиций и инвестиционной деятельности
- 2. Инвестиционная деятельность как институт финансового права
- 3. Принципы инвестиционного права и инвестиционной деятельности (как института финансового права)
- 4. Инвестиционные правоотношения
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
- 1. Валюта и валютные ценности
- 2. Понятие и принципы валютного регулирования
- 3. Виды валютных операций
- 4. Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций
- 5. Валютный контроль