7. Источники налогового права
Источники (формы) налогового права - это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения.
К источникам права, в том числе и налогового, принято относить различные нормативные правовые акты, содержащие соответствующие нормы права.
Источниками налогового права являются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов РФ о налогах и (или) сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах (сборах), подзаконные акты органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, международные договоры по вопросам налогообложения, постановления высших судебных органов РФ по вопросам судебной практики, Конституционного Суда РФ.
Система источников налогового права выглядит следующим образом:
1) Конституция РФ. Источниками налогового права являются положения Конституции РФ, как непосредственно содержащие налогово-правовые нормы, так и имеющие большое значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики РФ, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения.
Так, действующая Конституция России устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Другими словами, данная норма Конституции подчеркивает законность установления налоговых платежей и их всеобщность. Кроме того, в Конституции РФ закреплены основополагающие нормы налогового права России: предмет ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ; правомочия органов местного самоуправления в области налогообложения; основы правового статуса налогоплательщика;
2) специальное налоговое законодательство, которое включает:
а) федеральное законодательство о налогах и сборах (Налоговый кодекс РФ; иные федеральные законы о налогах и сборах).
Налоговый кодекс РФ является основным законом в налоговом праве. В части первой Налогового кодекса РФ устанавливается система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Часть вторая Налогового кодекса РФ посвящена определению порядка введения и взимания конкретных налогов и сборов.
К федеральным законам о налогах и сборах относятся:
1) федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие Налогового кодекса РФ, действующие в настоящее время в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ;
2) федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
б) региональное законодательство о налогах и сборах (законы субъектов РФ; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ);
Органы власти субъектов Федерации в соответствии с Конституцией РФ и п. 4 ст. 1 Налогового кодекса РФ вправе вводить (не вводить) на своей территории региональные налоги и сборы, установленные ст. 14 Налогового кодекса РФ, и регулировать отдельные элементы их юридических составов в пределах, определенных Налоговым кодексом РФ. Как следует из п. 4 ст. 1 Налогового кодекса РФ, законодательство субъектов Федерации о налогах и сборах характеризуется тремя важными признаками:
1) состоит не только из региональных законов, но и из иных нормативных актов (решений, постановлений и т.д.);
2) принимается только законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ (областной думой, законодательным собранием и т.п.);
3) принимается в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Правовые акты представительных органов местного самоуправления издаются в соответствии со ст. 8, 71, 72, 132 Конституции РФ, положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также на основании п. 5 ст. 1 Налогового кодекса РФ, говорящей о том, что местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, и что их также следует применять с учетом принципов налогового федерализма.
3) общее налоговое законодательство, включающая в себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия «законодательство о налогах и сборах» и содержащие нормы налогового права.
4) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и обложением сборами:
а) акты органов общей компетенции:
1) указы Президента РФ;
2) постановления Правительства РФ;
3) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;
4) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления;
б) акты органов специальной компетенции. К этой группе источников налогового права относятся ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Данные нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
К ведомственным нормативным актам можно отнести инструкции Федеральной налоговой службы РФ; инструкции Министерства финансов РФ; совместные инструкции этих двух ведомств, а также акты других федеральных министерств и ведомств по вопросам налогообложения, содержащие налоговые нормы и издающиеся только по согласованию с Федеральной налоговой службой РФ и (или) Министерством финансов РФ;
5) решения Конституционного Суда РФ. К числу источников налогового права следует отнести постановления и определения Конституционного Суда РФ (ст. 125 Конституции РФ). Эти документы имеют чрезвычайно важное значение для становления и укрепления налоговой законности в России, обеспечения надежной защиты имущественных прав налогоплательщиков, законных интересов государства;
6) нормы международного права и международные договоры РФ.
В соответствии с общим конституционным принципом российского права о приоритете норм международного права и международных договоров РФ в международном договоре могут быть установлены: общие принципы взаимодействия договаривающихся сторон в сфере налогообложения; соглашения, направленные на избежание двойного налогообложения; общие налоговые соглашения, которые охватывают все вопросы налогообложения; ограниченные налоговые соглашения, охватывающие лишь отдельные вопросы в налоговой сфере; соглашения, в которых наряду с другими вопросами рассматриваются налоговые вопросы; налоговые соглашения, касающиеся индивидуальных лиц и хозяйствующих организаций.
Налоговый кодекс РФ установил, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 Налогового кодекса РФ).
К числу международно-правовых источников налогового права следует отнести:
1) общеполитические многосторонние акты, в которых содержатся общие принципы налогообложения;
2) двухсторонние или многосторонние политические договоры, содержащие правовые нормы о налогообложении;
3) собственно налоговые соглашения и конвенции;
4) договоры, соглашения и конвенции, заключенные СССР с другими странами, не утратившие юридическую силу.
- Тема 6. Налоговое право российской федерации
- 1. Понятие, признаки налога и сбора
- 2. Функции налогов и сборов
- 3. Принципы налогообложения в Российской Федерации
- 4. Виды налогов
- 5. Понятие, предмет и метод налогового права
- 6. Система налогового права
- 7. Источники налогового права
- 8. Налоговое правоотношение
- 9. Налоговая система Российской Федерации. Система налогов и сборов в Российской Федерации (виды налогов и сборов). Специальные налоговые режимы
- 10. Элементы налогообложения
- Тема 9. Правовое регулирование страхования
- 1. Понятие и правовые основы страхования
- 2. Сущность и функции страхования
- 3. Страховая деятельность: понятие, государственное регулирование и надзор. Порядок лицензирования страховой деятельности
- 4. Страховое правоотношение
- 5. Правовые формы взаимодействия страховщиков
- 6. Формы и виды страхования
- Тема 10. Правовые основы банковского кредитования
- 1. Понятие банковского кредита
- 2. Принципы банковского кредитования
- 3. Классификация банковского кредита
- 4. Банковская система Российской Федерации
- 5. Правовой статус Банка России
- 6. Банковское регулирование и банковский надзор
- Тема 11. Правовые основы денежной системы российской федерации
- 1. Понятие и сущность денег и денежного обращения
- 2. Денежная система Российской Федерации
- 3. Правовое регулирование кассовых операций и наличных расчетов
- Тема 12. Правовые основы расчетов
- 1. Понятие расчетов и расчетных отношений
- 2. Формы безналичных расчетов
- Тема 13. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- 1. Понятия инвестиций и инвестиционной деятельности
- 2. Инвестиционная деятельность как институт финансового права
- 3. Принципы инвестиционного права и инвестиционной деятельности (как института финансового права)
- 4. Инвестиционные правоотношения
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
- 1. Валюта и валютные ценности
- 2. Понятие и принципы валютного регулирования
- 3. Виды валютных операций
- 4. Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций
- 5. Валютный контроль