logo
УМК по дисциплине Криминалистика 2012

Научные основы судебного почерковедения.

Почерк определяют как характерную для каждого пишущего систему движений, с помощью которых выполняется рукопись.

Формирование почерка, как правило, начинается в первые годы школьного обучения и заканчивается к 20-25 годам. Несмотря на то, что обучение проходит по единой методике и стандартным прописям, почерк каждого человека индивидуален, так как на него влияют анатомические, психофизиологические особенности и тип нервной системы обучающегося. Второе важное качество почерка - его устойчивость, которая связана с образованием и закреплением динамического стереотипа. Понятие “устойчивость почерка” заключает в себе двоякое содержание: а) устойчивость особенностей письменно-двигательного навыка, воспроизводящихся как в пределах одной рукописи, так и в рукописях, выполненных не одновременно, то есть их стереотипность; б) устойчивость указанных особенностей при письме в различных, в том числе необычных, условиях, то есть их сохраняемость.

Устойчивость почерка относительна, поскольку на него постоянно воздействует ряд факторов: а) естественные изменения в процессе формирования почерка; б) возрастные особенности; в) необычные состояния пишущего (алкогольное или наркотическое опьянение, сильное душевное волнение и др.); г) различные заболевания пишущего (заболевания рук, органов зрения, центральной нервной системы и др.); д) необычные внешние условия письма (непривычный пишущий прибор, низкая температура, вертикальное расположение листа бумаги, необычная поза исполнителя и др.); е) установка (задача) пишущего, связанная со стремлением изменить по тем или иным причинам свой почерк. Если перечисленные нарушения не сопровождаются существенным изменением почерка, в исследуемых рукописях можно выявить достаточную совокупность идентификационных признаков и произвести отождествление исполнителя текста.

На начальном этапе обучения письму, наряду с усвоением технических и графических навыков, у обучающегося развиваются орфографические и пунктуационные навыки, благодаря которым он может грамотно записывать диктуемые слова и предложения, а затем навыки лексические и морфологические, которые в совокупности с грамматическими навыками письма составляют основу письменной речи.

Таким образом, идентификационные признаки письма подразделяются на признаки письменной речи, почерка и топографии письма.