Методические рекомендации для преподавателя.
Практические занятия по курсу «Криминалистика» со студентами 3-4 курсов дневного отделения проводятся по рабочей программе курса «Криминалистика» 2005 года, разработанной на основе Практикума по криминалистике под общей редакцией Н.П. Яблокова.- М.: Издательство Юристъ,2004 года. Занятие должно начинаться с приветствия и проверки явки студентов. Далее преподаватель объявляет тему занятия, спрашивает о готовности студентов и делает вводное выступление на 2-3 минуты о теме занятия и требованиях к ответам студентов.
После этого начинается рассмотрение контрольных вопросов, в процессе которого студенты должны дать полные и исчерпывающие ответы на них, используя знания лекционного материала, учебной и монографической литературы, нормативно- правовых актов. Приветствуются также дополнительные ответы студентов. Преподаватель после каждого контрольного вопроса должен подвести краткий итог, а после рассмотрения всех контрольных вопросов сделать общие выводы и обратить внимание на важные моменты отдельных вопросов.
После рассмотрения контрольных вопросов студенты переходят к решению задач, которое должно быть выполнено в письменном виде. Преподаватель проверяет, чтобы решение задач было полным, всесторонним и аргументированным. Всесторонность и полнота исследования означают проверку и оценку всех возможных вариантов решения задачи и выбор наиболее, на взгляд студента, верного. При этом должны быть выяснены все обстоятельства, установление которых имеет существенное значение.
Таким образом, общие условия взвешенного решения задач сводятся к отражению следующих положений:
Исчерпывающий анализ основных проблем, затронутых в условиях задачи, с определением основных направлений в решении. При этом студент должен, не читая условия задачи, доложить о ходе устного ответа основное ее содержание.
Рассуждение по отстаиваемым тезисам, основанное на исчерпывающем анализе всех значимых для правильного решения обстоятельств дела, внутреннем убеждении студента, его правосознании, подкрепленном теоретическими рассуждениями из криминалистической литературы, науки уголовного процесса, нормативно-правовых актов.
Ссылки на теоретические источники, а в необходимых случаях - на соответствующие нормы УПК РФ, иные нормативные акты, судебную практику.
Ответы на все поставленные в задаче вопросы, а также на вопросы, возникающие на определенных стадиях решения задачи.
Выводы по принятому решению: обоснование тех тезисов, которые привели именно к такому решению по дискуссионным вопросам.
Желательно, чтобы у начинающего преподавателя все задачи, которые перечислены в планах практических занятий, были кратно решены письменно.
В процессе проведения практического занятия преподаватель выясняет уровень подготовки студентов и выявляет студентов, которые не готовы к занятию. Не подготовившимся к занятиям признаются: студенты, не имеющие письменного решения задач по поставленной теме; студенты, не подготовившие взвешенные, всесторонние, полные и аргументированные решения; студенты, не способные полно и всесторонне осветить представленное решение; студенты, демонстрирующие низкий уровень знаний по рассматриваемой на занятии теме, в том числе отказывающиеся отвечать на поставленные преподавателям вопросы. Таких студентов, либо тех, которые отсутствовали на практических занятиях, преподаватель не должен допускать к сдаче экзаменов и зачетов до ликвидации ими образовавшихся «задолженностей». О таких студентах преподаватель информирует заведующего кафедрой криминалистики и деканат до начала экзаменационной сессии.
Также в процессе проведения практического занятия по некоторым темам студенты выполняют лабораторные работы, например, разбирают и собирают фотоаппарат, выявляют и фиксируют невидимые отпечатки пальцев с помощью различных порошков на разных поверхностях, фиксируют объемный след обуви в различных поверхностях и т.д. В начале такого задания преподаватель должен подробно разъяснить цель, ход проведения и результаты, которых должны добиться студенты, выполняя то или иное задание. Далее преподаватель определяет, как будет выполняться задание: каждым самостоятельно или будет создаваться так называемая «следственно- оперативная группа», где отдельные студенты играют роль следователя, оперативного работника милиции, эксперта- криминалиста, понятых и т.д. По некоторым темам студенты проводят полностью инсценированные следственные действия самостоятельно под руководством преподавателя. В результате проведения такого лабораторного исследования студенты должны составить, например, фрагмент протокольной записи произведенного фотографирования инсценированного места происшествия на открытой местности или составить фрагмент протокола осмотра следов рук, обнаруженных и зафиксированных студентами на различных предметах (бумага, дерево, металл) и т.д. Перечень таких следственных документов, подлежащих обязательной подготовке к лабораторным занятиям дан на стр. 40 рабочей программы курса «Криминалистика» для студентов 3-4 курсов дневного отделения, 2005 года. Если у студента нет полностью всех документов к окончанию занятий, он не допускается до сдачи экзамена и зачета.
Также по некоторым темам студенты изучают уголовные дела с критическим разборов различных документов, например, постановления о назначении экспертизы и заключения эксперта, протокола допроса и обыска и т.д. В результате такого исследования студенты составляют справку- обобщение по вопросам, которые излагаются в практикуме. Преподаватель обязательно проверяет правильность выполнения этого задания, к концу всех занятий студенты обязаны представить такие справки- обобщения по указанным темам, иначе они не будут допускаться до зачетов и экзаменов.
Если, после проведения всех перечисленных выше заданий, у преподавателя остается какое-то время, он по некоторым темам может продемонстрировать студентам учебный фильм из фильмотеки криминалистической лаборатории, после просмотра которого студенты должны его проанализировать, задать интересующие вопросы преподавателю.
В конце проведения практического занятия преподаватель подводит общий итог, делает выводы по занятию, отмечает недочеты, которые были сделаны студентами, выясняет, нет ли еще дополнительных вопросов у студентов. Также преподаватель обязательно в конце каждого занятия должен отметить хорошо подготовившихся студентов и активно участвовавших в практическом занятии, а также тех, которым следовало бы лучше осваивать теоретический материал, полнее решать задачи и выполнять задания преподавателя.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Воспитательные задачи дисциплины «Криминалистика»:
- Пояснительная записка с указанием межпредметных связей учебной дисциплины «Криминалистика»
- Критерии оценки уровня знаний студентов по зачетам
- Утверждена
- Рабочая программа
- Рабочую программу осуществляют: Учебных часов: всего: 188 (94)
- Утверждена
- Рабочая программа
- Рабочую программу осуществляют: Учебных часов: всего: 24 (12)
- Утверждена
- Рабочая программа
- Рабочую программу осуществляют: Учебных часов: всего: 20 (10)
- Методические рекомендации для преподавателя.
- Методические указания для студентов к изучению курса «Криминалистики»
- Программа курса «криминалистики»
- Раздел I. Теоретические и методологические основы криминалистики
- Тема I. Введение в курс криминалистики
- Тема 2. Методы криминалистики
- Тема 3. Преступная и криминалистическая деятельность как объекты криминалистического изучения
- Тема 8. Криминалистическая теория организации и планирования расследования
- Тема 9. Криминалистическая профилактика, прогнозирование и диагностика
- Тема 10 криминалистическое изучение личности
- Раздел II. Криминалистическая техника
- Тема 11. Основы криминалистической техники
- Тема 12. Криминалистическая фотография, видео- и звукозапись
- Тема 13. Криминалистическое исследование следов
- Тема 14. Криминалистическое исследование оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения
- Тема 15. Криминалистическое почерковедение и автороведение
- Тема 16. Технико-криминалистическое исследование документов
- Тема 17. Криминалистическая идентификация человека по признакам внешности
- Тема 18. Иные объекты криминалистических исследований
- Тема 19. Информационно-справочное, информационно-компьютерное обеспечение криминалистической деятельности. Криминалистические и вспомогатель-ные учеты
- Раздел III. Криминалистическая тактика
- Тема 20. Общие положения криминалистической тактики
- Тема 21. Использование специальных знаний при расследовании преступлений
- Тема 22. Тактика следственного осмотра и освидетельствования
- Тема 23. Тактика следственного эксперимента, проверки и уточнения показаний на месте
- Тема 24. Тактика обыска и выемки
- Тема 25. Тактика допроса и очной ставки
- Тема 29. Основы методики расследования преступлений по горячим следам
- Тема 30. Основы методики расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами
- Тема 31. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными, контрольно-ревизионными органами, судебно-экспертными учреждениями
- Тема 32. Расследование убийств
- Тема 33. Расследование изнасилований
- Тема 34. Расследование краж, грабежей и разбойных нападений
- Тема 35. Расследование преступлений против собственности, совершенных путем присвоения и растраты
- Тема 36. Расследование финансовых преступлений
- Тема 37. Расследование преступлений в сфере налогообложения
- Тема 38. Расследование вымогательства
- Тема 39. Расследование взяточничества
- Тема 40. Расследование преступных нарушений правил безопасности труда
- Тема 41. Расследование поджогов и преступных hapушений правил противопожарной безопасности
- Тема 42. Расследование преступных нарушений правил безопасности дорожного движения
- Тема 43. Расследование экологических преступлений
- Тема 44. Расследование преступлений в сфере компьютерной информации
- Планы лабораторных занятий (очное отделение)
- Занятие № 16,17. Тактика следственного эксперимента и проверки и уточнения показаний на месте (4 часа).
- Занятие № 18. Тактика обыска и выемки (2 часа)
- Занятие № 19,20. Тактика допроса и очной ставки (4 часа).
- Занятие № 21. Тактика предъявления для опознания (2 часа).
- Криминалистическая техника
- 5 Курс IX семестр
- Криминалистическая тактика
- 5 Курс х семестр
- Тема: Тактика допроса (2 часа).
- 6 Курс хi семестр
- Задания для выполнения контрольных работ по криминалистической технике для студентов заочного отделения (5 курс IX семестр)
- Планы лабораторных занятий для студентов 3-4 курсов сфо (по программе второго высшего образования)
- VI семестр 3 курса:
- Занятие № 2. Криминалистическая тактика (2 часа).
- Тема: Тактика допроса
- VII семестр 4 курса:
- Задания для выполнения контрольных работ по криминалистической технике для студентов заочного отделения сфо (по программе второго вцысшего образования)
- Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Теоретические и методологические основы криминалистики
- Введение в курс криминалистики
- Методы криминалистики
- Преступная деятельность и криминалистическая деятельность как объекты криминалистического изучения
- Криминалистическое учение о следственных ситуациях
- Учение о криминалистической версии
- Криминалистическая теория организации и планирования расследования
- Криминалистическое учение о тактической операции
- Теория криминалистической идентификации
- Криминалистическая профилактика, прогнозирование и диагностика
- Криминалистическое изучение личности
- Раздел 2. Криминалистическая техника
- Основы криминалистической техники
- Криминалистическая фотография, видео и звукозапись
- Криминалистическое исследование следов
- Криминалистическое исследование оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения
- Информационно-справочное, информационно-компьютерное обеспечение криминалистической деятельности. Криминалистические и вспомогательные учеты
- Раздел 3. Криминалистическая тактика
- Общие положения криминалистической тактики
- Использование специальных знаний при расследовании преступлений
- Тактика следственного осмотра и освидетельствования
- Тактика следственного эксперимента и проверки показаний на месте
- Тактика обыска и выемки
- Тактика допроса и очной ставки
- Тактика предъявления для опознания
- Тактика осуществления контроля и записи переговоров
- Раздел 4. Криминалистическая методика расследования преступлений
- Общие положения криминалистической методики расследования преступлений. Учение о криминалистической характеристике преступлений
- Основы методики расследования преступлений «по горячим следам» и неотложных следственных действий
- Основы методики расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами
- Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными, контрольно-ревизионными органами, судебно-экспертными учреждениями
- Расследование убийств
- Расследование изнасилований
- Расследование краж, грабежей и разбойных нападений
- Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
- Расследование преступлений в сфере экономической деятельности
- Расследование преступлений в сфере налогообложения
- Расследование вымогательства
- Расследование взяточничества
- Расследование преступных нарушений правил безопасности труда
- Расследование поджогов и преступных нарушений правил противопожарной безопасности
- Расследование преступных нарушений правил безопасности дорожного движения
- Расследование экологических преступлений
- Расследование преступлений в сфере компьютерной информации
- Лекции по криминалистике.
- Тема 1: введение в курс криминалистики.
- 1. Понятие предмета криминалистики.
- 2. Криминалистика в системе юридических наук.
- Тема 2: криминалистическая характеристика предварительных проверки и процесса расследования.
- Криминалистическая характеристика предварительной проверки.
- Криминалистическая характеристика предварительного расследования.
- Тема 3: учение о криминалистической характеристике преступлений.
- Понятие криминалистической характеристики преступлений.
- Сущность некоторых элементов криминалистической характеристики преступления.
- Тема 4: теория криминалистической идентификации.
- Понятие и научные основы идентификации.
- Понятие и классификация идентификационных признаков.
- Виды криминалистической идентификации.
- Субъекты идентификации.
- Процесс идентификационного исследования.
- 2. Классификация научно-технических средств криминалистики.
- 3. Принципы применения научно-технических средств.
- 4. Связь криминалистической техники с другими разделами криминалистики.
- 5. Формы применения криминалистической техники при расследовании преступлений.
- Тема: криминалистическая фотография и видеозвукозапись
- Понятие, значение и система криминалистической фотографии.
- Методы запечатлевающей фотосъемки.
- Методы судебно-исследовательской фотосъемки.
- Тема: трасология
- Теоретические основы трасологии
- 2. Трасологическое исследование следов человека
- Тема: криминалистическое исследование оружия и следов его применения
- Понятие судебной баллистики.
- Объекты судебной баллистики, их осмотр и предварительное исследование.
- Возможности судебно-баллистической экспертизы
- Тема: криминалистическое почерковедение и автороведение
- Научные основы судебного почерковедения.
- Идентификационные признаки письма.
- Признаки изменения почерка и подписи.
- Почерковедческая экспертиза.
- 1. Понятие и задачи технико-криминалистического исследования документов.
- Следственный осмотр документов.
- Выявление признаков подделки документов.
- Исследование и восстановление залитых, зачеркнутых, слабовидимых записей и текстов разорванных и сожженных документов.
- Тема: криминалистическая идентификация по признакам внешности
- 1. Классификация и система описания признаков внешности человека
- 2. Анатомические (статические) признаки
- 3. Функциональные (динамические) признаки
- 4. “Особые приметы” и “броские признаки”
- 5. Использование методики “словесного портрета” в следственной и оперативно-розыскной работе
- 6. Формы идентификации человека по признакам внешности
- Тема: информационно-справочное обеспечение криминалистической деятельности. Криминалистические и вспомогательные учеты.
- 1. Учеты и учетная документация мвд
- 2. Виды учетов
- Тема: следственный осмотр и освидетельствование
- 1. Понятие, виды и принципы следственного осмотра
- 2. Осмотр места происшествия
- 3. Осмотр трупа
- 4. Освидетельствование живого лица
- 5. Иные виды следственного осмотра
- ТЕма: тактика допроса
- 1. Понятие, задачи и виды допроса
- 2. Подготовка к допросу
- 3. Общие положения тактики допроса
- Тема: тактика обыска
- 1. Понятие обыска.
- 2. Тактические приемы обыска
- Тема: предъявление для опознания
- 1. Понятие и виды и задачи предъявления для опознания
- 2. Подготовка к предъявлению для опознания
- 3. Тактика предъявления для опознания
- Тема: проверка показаний на месте
- 1. Познавательная функция проверки показаний на месте
- 2. Подготовка к производству проверки показании на месте
- 3. Тактические особенности производства показаний на месте
- Тема: следственный эксперимент
- 1. Понятие и виды и задачи следственного эксперимента
- 2. Подготовка и проведение следственного эксперимента
- Тема: тактика судебной экспертизы
- 1. Понятие и виды судебных экспертиз
- 2. Подготовка материалов и назначение экспертиз
- 3 Заключение эксперта
- Тема: общие положения методики расследования преступлений
- Понятие, задачи, предмет и структура методики расследования.
- Понятие криминалистической характеристики преступления.
- Тема: методика расследования убийств
- Тема: методика расследования изнасилований
- Тема: методика расследования хищений совершенных путем присвоения и растраты
- Тема: расследование краж
- 2. Особенности расследования грабежей и разбоев
- Тема: расследование поджогов
- Тема: расследование преступных нарушений правил безопасности труда
- Тема: расследование преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта