logo
УМК по дисциплине Криминалистика 2012

Криминалистическая характеристика предварительной проверки.

О том, что совершено преступление, правоохранительные органы узнают разными способами, из различных источников. Исходя из содержания ст.108 УПК РСФСР, это могут быть: 1) заявления и письма граждан; 2) сообщения профсоюзных и других общественных организаций; 3) сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц; 4) статьи, заметки и письма, опубликованные в печати; 5) явки с повинной; 6) непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.

Однако, любую поступившую информацию необходимо проверить для того, чтобы решить действительно ли совершено общественно опасное деяние и если совершено, содержит ли содеянное признаки преступления. Процесс проверки названных обстоятельств и получил название предварительной проверки.

Сроки предварительных проверок ограничены ст.109 УПК РСФСР. Они должны быть завершены в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях – в срок не более десяти суток. Например, поступило сообщение об обнаружении трупа без явных признаков насильственной смерти. При поступлении такой информации следователь, орган дознания, другие лица могут предположить несколько версий – убийство, самоубийство, несчастный случай, естественная смерть. Признаки же преступления содержит только одна из перечисленных типовых версий. Вот для того, чтобы выяснить этот момент дается время для производства предварительной проверки, в течении которого проверяются все выдвинутые версии. Для этого производят осмотр места происшествия – единственное следственное действие, которое может быть проведено до возбуждения уголовного дела; получение объяснений от лиц, которые первыми обнаружили труп или могут что-либо пояснить; установление личности трупа; получение консультаций у специалистов и т.д.

Из комплекса других мероприятий будет складываться предварительная проверка при получении информации о присвоении или растрате, т.е. хищении чужого имущества, вверенного виновному. Органу, получившему информацию, необходимо требовать производства ревизии, инвентаризации, собирать сведения об условиях жизни подозреваемого лица и т.д. В зависимости от того, откуда стало известно о хищении – от руководства предприятия или из оперативных источников будет зависеть предварительная проверка.

Мы уже отмечали, что в ходе проверки до возбуждения уголовного дела возможно производство только одного следственного действия – осмотра места происшествия. Остальные же действия будут относиться к оперативно-розыскным. Законом об оперативно-розыскной деятельности определен перечень оперативно-розыскных мероприятий. К ним отнесены:

  1. Опрос граждан.

  2. Наведение справок.

  3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

  4. Проверочная закупка.

  5. Исследование предметов и документов.

  6. Наблюдение.

  7. Отождествление личности.

  8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

  9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

  10. Прослушивание телефонных переговоров.

  11. Снятие информации с технических каналов связи.

  12. Оперативное внедрение.

  13. Контролируемая поставка.

  14. Оперативный эксперимент.

По истечении трех, а в исключительных случаях – десяти дней, проанализировав данные, полученные из различных источников, на основании ст.109 УПК РСФСР должно быть принято одно из следующих решений:

  1. о возбуждении уголовного дела;

  2. об отказе в возбуждении уголовного дела;

  3. о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности.

После возбуждения уголовного дела поисково-познавательная деятельность приобретает новый правовой статус. С этого момента начинается предварительное расследование. Основное отличие предварительной проверки от предварительного расследования заключается в более кратких сроках ее производства и непроцессуальной формой деятельности (кроме осмотра места происшествия).