logo
УМК по дисциплине Криминалистика 2012

Теоретические основы трасологии

Трасология, или следоведение, отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов.

В криминалистике различают два понятия следа: в широком и узком смысле слова. В широком понимании следы – это различные материально-фиксированные изменения, возникающие в результате совершения преступления (например, перемещение предметов на месте преступления, оставление на месте происшествия различных предметов – вещественных доказательств и т.п.) Следы в узком, трасологическом смысле есть отображения внешних признаков одних материальных объектов на других. Именно такие следы являются объектами трасологического исследования.

В практике расследования преступлений наиболее часто встречаются следы рук, ног, транспортных средств, орудий взлома и иных инструментов, следы разделения предметов на части и др. Деление следов по предметам, которыми они образованы, не является научной классификацией, однако имеет определенное практическое значение. Научная классификация следов, образованных любыми материальными объектами, строится на основе механизма следообразования.

В процессе образования следа участвуют, как правило, два предмета. Один из них образует след, передавая свои внешние признаки другому предмету, который, изменяясь, их воспринимает. Первый получил в трасологии название следообразующего объекта, второй следовоспринимающего. Например, следы пальцев руки, оставленные на пистолете, являются следообразующими объектами, а пистолет – следовоспринимающим.

Как правило, следообразующий объект активно воздействует на следовоспринимающий. Однако это воздействие может быть обратным. Так, если преступник взламывает навесной замок при помощи фомки, на дужке замка остаются следы – царапины от орудия взлома. Однако грань корпуса замка, соприкасаясь с орудием взлома, в свою очередь, оставляет следы – царапины на боковой поверхности фомки. Таким образом, по отношению к образованию первых следов следообразующим объектом будет фомка, следовоспринимающим – замок; по отношению к следам царапинам на фомке следообразующий объект – замок, а следовоспринимающий – фомка.

Механизм следообразования слагается из четырех основных факторов: 1) сущность явления, повлекшего образование следа, 2) характер воздействия, 3) положения объектов при их взаимодействии, 4) результат воздействия.

Эти факторы служат основаниями классификации следов по механизму их образования.

В зависимости от сущности явления следы возникают в результате механического, термического и химического воздействия.

Следы механического воздействия – наиболее многочисленные объекты трасологического исследования. Они составляют примерно 90% от всех трасологических объектов. Следы орудий взлома, транспортных средств, ног, пальцевые отпечатки – далеко не полный перечень следов механического воздействия. Они возникают в результате механических изменений следовоспринимающего объекта.

Следы термического воздействия могут быть образованы теми же предметами при определенных температурных условиях.

Следы химического воздействия – явление еще более редкое, чем следы термического воздействия. Они возникают в тех случаях, когда контактная поверхность следообразующего объекта испачкана каким-либо травящим, окисляющим или иным едким веществом, вступающим в химическую реакцию со следовоспринимающей поверхностью.

По характеру воздействия следы подразделяются на локальные и периферические. Первые возникают в месте непосредственного контакта взаимодействующих объектов, вторые – за счет изменений за пределами контактирующих участков поверхности.

По положению объектов в процессе их взаимодействия следы подразделяются на статические и динамические. Положение объектов зависит от направления сил, действующих на следовоспринимающую поверхность. Если эта сила действует по нормали, т.е. перпендикулярно к поверхности, то образуется статический след; если же один объект перемещается относительно другого параллельно контактным поверхностям, то образуется динамический след. Например, при движении автомобиля на дороге остаются статические следы качения. В том случае, если автомобиль будет продолжать двигаться с заторможенными колесами, юзом, от колес останутся динамические следы.

В зависимости от результата воздействия следы делятся на поверхностные и объемные. Поверхностные следы – это следы, которые измеряются в двух направлениях – длину и ширину. Материально-фиксированные изменения следовоспринимающего объекта находятся при этом на его поверхности. Поверхностные следы могут образоваться за счет переноса вещества со следообразующей поверхности на следовоспринимающую. Такие поверхностные следы называются следами наслоения. Поверхностные следы могут образоваться также за счет переноса вещества со следовоспринимающей поверхности на поверхность следообразующего предмета. Такие следы называются следами отслоения.

Объемные следы образуются при условиях, если твердость следообразующего объекта выше твердости следовоспринимающей поверхности и если сила воздействия способна деформировать поверхность следовоспринимающего объекта. Примером могут служить следы ног в мягком грунте, орудий взлома на деревянных преградах и т.п.