18.Парламент, его назначение и политическая роль
Парламент в свете теории разделения властей - это общегосударственный
представительный орган, главная функция которого заключается в
осуществлении законодательной власти. Институт парламента имеет
многовековую историю.
Порядок формирования современных парламентов напрямую зависит от их
структуры. Так, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных
парламентов, как правило, формируется посредством прямых выборов.
Способы формирования верхних палат довольно разнообразны. К основным
из них относятся:
Формирование верхней палаты посредством непрямых косвенных
или многостепенных) выборов. Такая практика существует во Франции: Сенат -
верхняя палата парламента Франции, избирается на 9 лет коллегиями выборщиков, состоящими из депутатов Национального собрания (нижней палаты
парламента), членов генеральных советов и муниципальных советников. Сенат
состоит из 321 сенатора, из которых 308 избираются в метрополии, 8 - в
заморских департаментах, 5 - в заморских территориях. Таким образом, здесь
имеют место выборы косвенным голосованием.
Формирование верхних палат посредством прямых выборов, однако с
отличиями от той системы, которая применяется при формировании нижних
палат. Такой порядок применяется в Италии, США, Австрии.
При избирании Сената (верхней палаты) действует мажоритарная
система с элементами пропорционализма ( в отличие от пропорциональной
системы выборов нижней палаты). Выборы в Сенат проводятся по одномандатным
избирательным округам в рамках одной области. Избиратели голосуют за
конкретного кандидата, который может быть и, как правило, "связан"
обязательствами по взаимному использованию полученных голосов с кандидатами
по другим округам данной области (на практике это обычно кандидаты от одной
партии).
Формирование верхней палаты путем назначения применяется в наиболее
чистом виде в Канаде и Германии.
Верхняя палата парламента Канады (Сенат) состоит из 104 членов,
назначаемых генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра.
Предполагается, что сенаторы представляют ту провинцию, то которой они
назначены. Для сохранения принципа равного представительства провинции
разбиваются на 4 группы, каждая из которых имеет право быть представленной
24 сенаторами.
Традиционный феодальный способ формирования верхней палаты
применяется в Великобритании. Палата лордов британского парламента
формируется на невыборной основе. Членство в ней связывается с получением
дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов
палаты - 1195 герцогов, маркизов, графов, баронов и виконтов. Это пэры
парламента. Одиннадцать членов палаты - лорды-юристы (ординарные лорды по
апелляциями). Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих
высокие судейские должности, для оказания помощи палате при решении
судебных дел.
Для успешной реализации своих функций парламент наделяется Конституцией
необходимыми полномочиями. Совокупность полномочий и функций парламента
образуют его компетенцию. Компетенция, в свою очередь, является важнейшим
фактором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль в
политической жизни общества, но и взаимоотношение его с другими высшими
органами государственной власти. По объему компетенции парламенты можно
подразделить на три группы.
1.Парламенты с абсолютно определенной компетенцией. Характерны для
федеративных и децентрализованных унитарных государств. В таких
государствах центральная власть конституционно ограничена правами субъектов
федерации или иных территориальных образований. К этой группе можно отнести
парламенты США, Франции, Испании.
2. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией (т.е. парламенты, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями).
3.Парламенты с относительно определенной компетенцией. Это означает,
что границы их компетенции являются относительно подвижными. Так,
Конституция Швейцарии не содержит ясного критерия для разграничения
компетенции парламента и правительства. Ряд перечисленных в Конституции
полномочий Федерального собрания повторяются с незначительными изменениями
в другом месте Конституции, где речь идет о полномочиях Федерального
совета. К тому же Конституция содержит положение о том, что Федеральное
собрание решает все вопросы, которые отнесены к компетенции федерации и не
входят в круг ведения другой федеральной власти.
Рассмотрим теперь основные полномочия парламентов
В целом, к законодательным полномочиям парламента, закрепленным, как
правило, в конституциях, можно отнести следующее:
1.право законодательной инициативы. В большинстве стран это право
принадлежит правительству и парламентариям. Однако гораздо чаще
принимаемые парламентом акты разрабатываются именно правительством.
2. Принятие законопроектов проводится либо сразу по проекту в целом , либо
сначала по статьям и главам, а затем по проекту в целом. В двухпалатных
парламентах закон считается принятым, если он одобрен в идентичной
редакции обеими палатами. На случай расхождения между палатами Конституции
часто предусматривают особые согласительные процедуры.
3. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия. Это важное направление
законодательной деятельности парламента.
Контроль над деятельностью правительства. Данное полномочие входит в
компетенцию практически всех парламентов независимо от форм правления;
последнее влияет лишь на объем данного полномочия. Контрольная функция
может быть либо прямо закреплена в законодательстве, либо быть одной из
процедур парламента. Объектом парламентского контроля обычно является исполнительная власть, однако этот контроль может распространяться и на главу
государства, на судебную власть, на вооруженные силы и т.п.
Основными методами осуществления парламентского контроля являются:
1. Постановка вопроса о доверии - применяется в парламентарных странах, где
правительство несет ответственность перед парламентом (как правило, перед
нижней палатой). В современных условиях применяется довольно редко.
2. Интерпелляция - это обращение к правительству относительно мотивов его
деятельности, его дальнейших действий по вопросам, относящимся к
определенным аспектам правительственной политики.
3.Вопросы устные и письменные. Широко используются парламентариями.
Например, в парламенте Великобритании это наиболее часто практикуемая
процедура. Ответы министров на устные вопросы депутатов заслушиваются
ежедневно, кроме пятницы. Ответы на письменные вопросы публикуются в
официальных отчетах о парламентских дебатах. Ответами на вопросы
открывается заседание.
4. Резолюция порицания отличается от вотума недоверия тем, что вносится по
предложению палаты. Во Франции (ст.49 Конституции) - это наиболее грозное
оружие парламента. Для ее принятия необходимо абсолютное большинство
голосов членов, составляющих Национальное собрание.
5. Деятельность расследовательских комитетов и комиссий. В случае,
представляющем особый общественный интерес, парламент (или его палаты)
могут проводить парламентское расследование, для него создается
парламентская комиссия ad hos, обладающая практически неограниченными
возможностями получения интересующих ее сведений, а, следовательно, и
контроля.
Ратификация - это утверждение высшим органом государства
международного договора, после чего этот договор приобретает юридическую
силу. И, напротив, денонсация - в установленной форме волеизъявление
государства, направленное на расторжение договора. В настоящее время в
мировом сообществе утвердился принцип примата международного права. Это
означает, что международные договоры, ратифицированные и опубликованные, в
большинстве стран являются частью внутреннего права.
Назначение референдума - не слишком частое конституционное
полномочие парламента; компетенция в этой области носит либо
исключительный, либо альтернативный характер.
Полномочия в области обороны и безопасности. К ним прежде всего
относится право объявления войны (состояние обороны).
Квазисудебные полномочия. Встречаются в парламентах ряда стран.
Условно к ним можно отнести:
1.Процедуру импичмента (заимствована из парламентской практики
Англии). Суть ее в следующем: субъектами ответственности являются глава
государства, должностные лица исполнительной власти, судьи; основание
привлечения к суду импичмента - измена, взяточничество, иное тяжкое
преступление. Однако импичмент только по названию и определенному сходству
с судопроизводством может считаться судом. По сути дела - это политический
процесс, цель которого отстранить от должности виновных в совершении
преступления, что не освобождает от обычной судебной ответственности в
дальнейшем.
2.Право возбуждения перед судебными органами обвинения против
высших должностных лиц.
3.Объявление амнистии.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Понятие конституционного права как отрасли права
- 2.Конституционно-правовые нормы и отношения
- 3.Понятие конституции: ее сущность, юридическая природа, классификация конституций
- 4.Способы принятия и изменения конституций
- 5.Разделение властей: понятие и конституционное оформление
- 6.Политические партии: понятие, роль, основные функции
- 7.Гражданство: понятие, значение, конституционно-правовое регулирование
- 8.Основные гарантии прав и свобод человека и гражданина
- 9.Государственно-территориальное устройство: понятие, виды, конституционное оформление
- 10.Унитарное государство
- 11.Федеративное государство
- 12.Избирательное право: понятие и социальная роль
- 13.Основные принципы избирательного права, их реализация в законодательстве рф
- 14.Избирательный процесс: понятие и правовое регулирование
- 15.Мажоритарная избирательная система
- 16.Пропорциональная избирательная система
- 17.Референдум: понятие, виды, политическая роль, конституционно-правовое регулирование
- 18.Парламент, его назначение и политическая роль
- 19.Парламент рф: структура, компетенция, внутренняя организация палат
- 20. Глава государства: особенности конституционного статуса при различных формах правления
- 21.Правительство: конституционный статус и его особенности при различных формах правления
- 22.Местное самоуправление
- 23.Уполномоченный по правам человека
- 24.Активное и пассивное избирательное право: понятие, конституционно-правовая регламентация
- 25.Президентская республика и ее признаки
- 26.Административно-территориальное деление рф
- 27.Статус иностранцев в рф
- 28.Способы приобретения и прекращения гражданства в рф
- 29.Представителная и непосредственная демократия: конституционные институты
- 30.Значение конституционных характеристик государства, как социального, правового, светского, демократического
- 31.Конституция рф 1993г: сущность, особенности, форма и структура
- 32.Основные этапы конституционного развития рф
- 33.Порядок внесения поправок в конституцию рф и ее пересмотра
- 34.Основы конституционного строя рф
- 35.Основы правового статуса человека и гражданина рф
- 36.Конституцонно-правовые основы гражданства рф
- 37.Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 38.Гражданиские (личные) права и свободы человека и гражданина
- 39.Политические права и свободы человека
- 40.Социальные права человека и гражданина
- 41.Конституционные обязанности человека и гражданина
- 42.Конституционный статус лиц без гражданства в рф
- 43.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф
- 44.Федеративное устройство рф: общая характеристика и конституционные принципы
- 45.Разграничение предметов ведения и полномочий между рф и ее субъектами
- 46.Конституционо-правовой статус субъектов рф
- 47.Система государственных органов рф
- 48.Президент рф: конституционно-правовой статус
- 53.Парламентская ответственность правительства рф: конституционные основы
- 54.Конституционно-правовой статус депутатов государственной думы и членов совета федерации федерального собрания
- 3Субъекты права назначения выборов.
- 63.Порядок избрания президента рф