30.Значение конституционных характеристик государства, как социального, правового, светского, демократического
Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация — это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство. Все эти характеристики тесно связаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.
Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos — власть народа) означает, что:
• во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;
• во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
• в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума.
Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.
По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ некоторые ученые и практические деятели считают, что такому утверждению место, скорее, в преамбуле Основного Закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к которой стремится Россия). Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась принципиально иная правовая ситуация, позволяющая предполагать, что возврата к прежнему, антиправовому, тоталитарному, режиму уже не произойдет. Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:
• признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
• закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;
• устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.
Формирование правового государства — сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма, повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество. Исходя из этого, закрепление принципа правовой государственности в основном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным. Это следует рассматривать незыблемой основой и важной гарантией поступательного движения России к правовому государству.
Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:
• во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
• во-вторых, переход к другой — монархической — форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
• в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.
В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством. В отличие от конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), в которых термин «социальное государство» закреплен достаточно давно, в российской Конституции это понятие употреблено впервые. Понятия социальной государственности и правовой государственности не могут противопоставляться, подлинное социальное государство может быть только правовым. Более того, социальное государство без правовой составляющей допускает в том числе и произвольное перераспределение национального богатства в пользу социально слабых, уравниловку, обширную систему льгот и привилегий. Это ведет к порождению иждивенческой идеологии населения, потере жизнедеятельной инициативы людей, возложению на государство обязанностей, которые надлежащим образом выполнить весьма сложно (прежде всего в силу неблагоприятной экономической ситуации).
Социальное же правовое государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.
Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной правовой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.
Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Конституция РФ прямо не устанавливает отделение школы от церкви, однако этот признак светского характера российского государства закреплен в отраслевом законодательстве, в частности в Законе РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» с изм. и доп. и Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изм. и доп.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.Понятие конституционного права как отрасли права
- 2.Конституционно-правовые нормы и отношения
- 3.Понятие конституции: ее сущность, юридическая природа, классификация конституций
- 4.Способы принятия и изменения конституций
- 5.Разделение властей: понятие и конституционное оформление
- 6.Политические партии: понятие, роль, основные функции
- 7.Гражданство: понятие, значение, конституционно-правовое регулирование
- 8.Основные гарантии прав и свобод человека и гражданина
- 9.Государственно-территориальное устройство: понятие, виды, конституционное оформление
- 10.Унитарное государство
- 11.Федеративное государство
- 12.Избирательное право: понятие и социальная роль
- 13.Основные принципы избирательного права, их реализация в законодательстве рф
- 14.Избирательный процесс: понятие и правовое регулирование
- 15.Мажоритарная избирательная система
- 16.Пропорциональная избирательная система
- 17.Референдум: понятие, виды, политическая роль, конституционно-правовое регулирование
- 18.Парламент, его назначение и политическая роль
- 19.Парламент рф: структура, компетенция, внутренняя организация палат
- 20. Глава государства: особенности конституционного статуса при различных формах правления
- 21.Правительство: конституционный статус и его особенности при различных формах правления
- 22.Местное самоуправление
- 23.Уполномоченный по правам человека
- 24.Активное и пассивное избирательное право: понятие, конституционно-правовая регламентация
- 25.Президентская республика и ее признаки
- 26.Административно-территориальное деление рф
- 27.Статус иностранцев в рф
- 28.Способы приобретения и прекращения гражданства в рф
- 29.Представителная и непосредственная демократия: конституционные институты
- 30.Значение конституционных характеристик государства, как социального, правового, светского, демократического
- 31.Конституция рф 1993г: сущность, особенности, форма и структура
- 32.Основные этапы конституционного развития рф
- 33.Порядок внесения поправок в конституцию рф и ее пересмотра
- 34.Основы конституционного строя рф
- 35.Основы правового статуса человека и гражданина рф
- 36.Конституцонно-правовые основы гражданства рф
- 37.Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 38.Гражданиские (личные) права и свободы человека и гражданина
- 39.Политические права и свободы человека
- 40.Социальные права человека и гражданина
- 41.Конституционные обязанности человека и гражданина
- 42.Конституционный статус лиц без гражданства в рф
- 43.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф
- 44.Федеративное устройство рф: общая характеристика и конституционные принципы
- 45.Разграничение предметов ведения и полномочий между рф и ее субъектами
- 46.Конституционо-правовой статус субъектов рф
- 47.Система государственных органов рф
- 48.Президент рф: конституционно-правовой статус
- 53.Парламентская ответственность правительства рф: конституционные основы
- 54.Конституционно-правовой статус депутатов государственной думы и членов совета федерации федерального собрания
- 3Субъекты права назначения выборов.
- 63.Порядок избрания президента рф