16.Пропорциональная избирательная система
Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвердившейся политической системы и других обстоятельств. Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение пропорционального представительства, реализуется эта цель в разной мере. В соответствии с данным критерием выделяется три типа:
системы, в полной мере реализующие принцип пропорциональности;
системы с недостаточной пропорциональностью;
системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако предусматривают различные заградительные барьеры проникновению некоторых политических сил в парламент. Кандидаты от политической партии, не набравшей установленного законодательством процента голосов избирателей в масштабе всей страны, в парламент не попадают. Такой «избирательный метр» в Египте, например, составляет 8%, в Турции – 10%, в Швеции – 4% по стране и 12% в избирательном округе, в ФРГ и России – 5%. В Израиле этот барьер один самых низких – 1%.
Так как пропорциональная избирательная система действует в многомандатных округах, партии выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки, которые включают столько кандидатов, сколько мандатов выделено на округ. В связи с этим немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков. Здесь возможны различные варианты.
При системе «жестких» списков кандидаты располагаются в них не произвольно, а в зависимости от «веса», своего положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношения к отдельным депутатам. Выигранные списком мандаты отдаются кандидатам в соответствии с очередностью их расположения в списке.
При системе «гибких» списков избиратель, голосуя за список в целом, одновременно указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получает кандидат, имеющий наибольшее число знаков предпочтения.
При системе преференцированного голосования избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции (1, 2, 3 и т.д.), указывая тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для него желательно. Такая система применяется, например, в Италии на выборах в Палату депутатов.
Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более адекватно отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов.
Однако у пропорциональной системы также имеются свои недостатки.
Во-первых, возникают сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Им достаточно трудно выработать единую, четкую и твердую программу. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью. Например, в Италии, использующей пропорциональную избирательную систему, с 1945 г. сменилось 52 правительства.
Во-вторых, пропорциональная система приводит к тому, что представительство в органах государственной власти получают политические силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране.
В-третьих, при пропорциональной системе, вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая.
В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что может отрицательно сказаться на обсуждении и принятии важных документов.
Достоинства
Система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система.
Если квота достаточна низкая, то мелкие партии тоже получают места.
Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый.
При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными.
Система пропорционального представительства при открытых списках позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.
Пропорциональная система с низким проходным барьером позволяет наиболее адекватно отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.Понятие конституционного права как отрасли права
- 2.Конституционно-правовые нормы и отношения
- 3.Понятие конституции: ее сущность, юридическая природа, классификация конституций
- 4.Способы принятия и изменения конституций
- 5.Разделение властей: понятие и конституционное оформление
- 6.Политические партии: понятие, роль, основные функции
- 7.Гражданство: понятие, значение, конституционно-правовое регулирование
- 8.Основные гарантии прав и свобод человека и гражданина
- 9.Государственно-территориальное устройство: понятие, виды, конституционное оформление
- 10.Унитарное государство
- 11.Федеративное государство
- 12.Избирательное право: понятие и социальная роль
- 13.Основные принципы избирательного права, их реализация в законодательстве рф
- 14.Избирательный процесс: понятие и правовое регулирование
- 15.Мажоритарная избирательная система
- 16.Пропорциональная избирательная система
- 17.Референдум: понятие, виды, политическая роль, конституционно-правовое регулирование
- 18.Парламент, его назначение и политическая роль
- 19.Парламент рф: структура, компетенция, внутренняя организация палат
- 20. Глава государства: особенности конституционного статуса при различных формах правления
- 21.Правительство: конституционный статус и его особенности при различных формах правления
- 22.Местное самоуправление
- 23.Уполномоченный по правам человека
- 24.Активное и пассивное избирательное право: понятие, конституционно-правовая регламентация
- 25.Президентская республика и ее признаки
- 26.Административно-территориальное деление рф
- 27.Статус иностранцев в рф
- 28.Способы приобретения и прекращения гражданства в рф
- 29.Представителная и непосредственная демократия: конституционные институты
- 30.Значение конституционных характеристик государства, как социального, правового, светского, демократического
- 31.Конституция рф 1993г: сущность, особенности, форма и структура
- 32.Основные этапы конституционного развития рф
- 33.Порядок внесения поправок в конституцию рф и ее пересмотра
- 34.Основы конституционного строя рф
- 35.Основы правового статуса человека и гражданина рф
- 36.Конституцонно-правовые основы гражданства рф
- 37.Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 38.Гражданиские (личные) права и свободы человека и гражданина
- 39.Политические права и свободы человека
- 40.Социальные права человека и гражданина
- 41.Конституционные обязанности человека и гражданина
- 42.Конституционный статус лиц без гражданства в рф
- 43.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф
- 44.Федеративное устройство рф: общая характеристика и конституционные принципы
- 45.Разграничение предметов ведения и полномочий между рф и ее субъектами
- 46.Конституционо-правовой статус субъектов рф
- 47.Система государственных органов рф
- 48.Президент рф: конституционно-правовой статус
- 53.Парламентская ответственность правительства рф: конституционные основы
- 54.Конституционно-правовой статус депутатов государственной думы и членов совета федерации федерального собрания
- 3Субъекты права назначения выборов.
- 63.Порядок избрания президента рф