45.Разграничение предметов ведения и полномочий между рф и ее субъектами
Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации
Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72). Статья 73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
К исключительному ведению Российской Федерации относится:
1 ) в области государственном строительства:
- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;
- федеративное устройство и территория Российской Федерации;
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
- гражданство в Российской Федерации;
- регулирование и защита прав национальных меньшинств;
- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
- формирование федеральных органов государственной власти;
- судоустройство, прокуратура;
- уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;
- амнистия и помилование;
-гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;
- правовое регулирование интеллектуальной собственности;
- федеральное коллизионное право;
установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития Российской Федерации;
- федеральная государственная служба;
- государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
2) в экономической, социальной, культурной областях.
- федеральная государственная собственность и управление ею;
- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации;
- установление правовых основ единого рынка;
- финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
- федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
- федеральный бюджет;
- федеральные налоги и сборы;
- федеральные фонды регионального развития;
- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
- федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;
- деятельность в космосе;
- метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;
- геодезия и картография;
- наименования географических объектов;
- официальный статистический и бухгалтерский учет;
3) в области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета:
- внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской федерации;
- вопросы войны и мира;
- внешнеэкономические отношения Российской федерации;
- оборона и безопасность;
- оборонное производство:
- определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;
- производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находиться :
1) в области государственного строительства:
-обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
- зашита прав и свобод человека и гражданина; — зашита прав национальных меньшинств;
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
- режим пограничных зон;
- административное, административно-процессуальное законодательство;
- кадры судебных и правоохранительных органов;
- адвокатура, нотариат;
- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации;
2) в экономической, социальной, культурной областях:
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
- разграничение государственной собственности;
- природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;
- охрана памятников истории и культуры;
- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
- координация вопросов здравоохранения;
- защита семьи, материнства, отцовства и детства;
- социальная зашита, включая социальное обеспечение;
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
- установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
- трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории).
Порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации устанавливается Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»*.
В соответствии с данным законом по вопросам, отнесенным Конституцией к предметам совместного ведения, издаются:
1) федеральные законы, определяющие основы (основные принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
2) федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Понятие конституционного права как отрасли права
- 2.Конституционно-правовые нормы и отношения
- 3.Понятие конституции: ее сущность, юридическая природа, классификация конституций
- 4.Способы принятия и изменения конституций
- 5.Разделение властей: понятие и конституционное оформление
- 6.Политические партии: понятие, роль, основные функции
- 7.Гражданство: понятие, значение, конституционно-правовое регулирование
- 8.Основные гарантии прав и свобод человека и гражданина
- 9.Государственно-территориальное устройство: понятие, виды, конституционное оформление
- 10.Унитарное государство
- 11.Федеративное государство
- 12.Избирательное право: понятие и социальная роль
- 13.Основные принципы избирательного права, их реализация в законодательстве рф
- 14.Избирательный процесс: понятие и правовое регулирование
- 15.Мажоритарная избирательная система
- 16.Пропорциональная избирательная система
- 17.Референдум: понятие, виды, политическая роль, конституционно-правовое регулирование
- 18.Парламент, его назначение и политическая роль
- 19.Парламент рф: структура, компетенция, внутренняя организация палат
- 20. Глава государства: особенности конституционного статуса при различных формах правления
- 21.Правительство: конституционный статус и его особенности при различных формах правления
- 22.Местное самоуправление
- 23.Уполномоченный по правам человека
- 24.Активное и пассивное избирательное право: понятие, конституционно-правовая регламентация
- 25.Президентская республика и ее признаки
- 26.Административно-территориальное деление рф
- 27.Статус иностранцев в рф
- 28.Способы приобретения и прекращения гражданства в рф
- 29.Представителная и непосредственная демократия: конституционные институты
- 30.Значение конституционных характеристик государства, как социального, правового, светского, демократического
- 31.Конституция рф 1993г: сущность, особенности, форма и структура
- 32.Основные этапы конституционного развития рф
- 33.Порядок внесения поправок в конституцию рф и ее пересмотра
- 34.Основы конституционного строя рф
- 35.Основы правового статуса человека и гражданина рф
- 36.Конституцонно-правовые основы гражданства рф
- 37.Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 38.Гражданиские (личные) права и свободы человека и гражданина
- 39.Политические права и свободы человека
- 40.Социальные права человека и гражданина
- 41.Конституционные обязанности человека и гражданина
- 42.Конституционный статус лиц без гражданства в рф
- 43.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф
- 44.Федеративное устройство рф: общая характеристика и конституционные принципы
- 45.Разграничение предметов ведения и полномочий между рф и ее субъектами
- 46.Конституционо-правовой статус субъектов рф
- 47.Система государственных органов рф
- 48.Президент рф: конституционно-правовой статус
- 53.Парламентская ответственность правительства рф: конституционные основы
- 54.Конституционно-правовой статус депутатов государственной думы и членов совета федерации федерального собрания
- 3Субъекты права назначения выборов.
- 63.Порядок избрания президента рф