5.Разделение властей: понятие и конституционное оформление
Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках. Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: Дж. Локком, Ш. Монтескье, А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем и др.
Согласно теории разделения властей: 1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией; 2) все власти равны перед законом и собой; 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти;
4) судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.
Разделение властей является характерным признаком правового государства, гарантией его функционирования. Оно обеспечивается механизмом “сдержек и противовесов”, под которым понимается частичное совпадение полномочий трех властей.
Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обуславливается необходимостью: 1) четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов; 2) обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе; 3) эффективной борьбы со злоупотреблениями властью.
Реализация принципа разделения властей всегда сопровождается свободой средств массовой информации, которые часто именуются как “четвертая власть”.
Впервые свое юридическое оформление принцип разделения властей нашел в Конституции США (1778), в конституционных актах Великой французской революции (1789—1794). Сегодня зтот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира.
В Российской Федерации этот принцип также закреплен в Конституции, где говорится, что “государственная власть в Россииской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.
Конституция определяет построение системы высших органов государственной власти Российской Федерации. Законодательная власть на уровне Федерации возлагается на Федеральное Собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами Российской Федерации.
Опыт многих стран, давно установивших разделение власти, свидетельствует о том, что его важным элементом является определенный баланс полномочий между главой государства и парламентом, контролирующим правительство.
Институт президентства в России характеризуется неясностью и “размытостью” полномочий и возможностей. Существует ряд органов, формируемых Президентом, и недостаточно регулируемых или вовсе не регулируемых текущим законодательством, например. Совет Безопасности. Президентская власть при всей ее внушительности не опирается на какую-либо властную структуру, более того, судя по опросам общественного мнения, она не имеет и прочной социальной опоры.
Федеральное Собрание России является как бы “самоопределившимся органом”. Депутаты Государственной Думы, зачастую пренебрегают предписаниями принципа разделения властей, пытаясь присвоить прерогативы президентской или исполнительной власти. Во многом это объясняется тем, что вопреки конституционной практике, существующей во многих демократических государствах, Государственная Дума в России лишена контроля над исполнением законов и не участвует в формировании федерального правительства, за исключением назначения его главы.
Равновесие между ветвями власти в России нарушается также в силу того, что упал авторитет исполнительной власти. В ее адрес слышатся постоянные замечания в неспособности решать возникающие проблемы в условиях огромных размеров страны, сложности ее социально-экономической и политической жизни и гигантского разнообразия региональных условий в России.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.Понятие конституционного права как отрасли права
- 2.Конституционно-правовые нормы и отношения
- 3.Понятие конституции: ее сущность, юридическая природа, классификация конституций
- 4.Способы принятия и изменения конституций
- 5.Разделение властей: понятие и конституционное оформление
- 6.Политические партии: понятие, роль, основные функции
- 7.Гражданство: понятие, значение, конституционно-правовое регулирование
- 8.Основные гарантии прав и свобод человека и гражданина
- 9.Государственно-территориальное устройство: понятие, виды, конституционное оформление
- 10.Унитарное государство
- 11.Федеративное государство
- 12.Избирательное право: понятие и социальная роль
- 13.Основные принципы избирательного права, их реализация в законодательстве рф
- 14.Избирательный процесс: понятие и правовое регулирование
- 15.Мажоритарная избирательная система
- 16.Пропорциональная избирательная система
- 17.Референдум: понятие, виды, политическая роль, конституционно-правовое регулирование
- 18.Парламент, его назначение и политическая роль
- 19.Парламент рф: структура, компетенция, внутренняя организация палат
- 20. Глава государства: особенности конституционного статуса при различных формах правления
- 21.Правительство: конституционный статус и его особенности при различных формах правления
- 22.Местное самоуправление
- 23.Уполномоченный по правам человека
- 24.Активное и пассивное избирательное право: понятие, конституционно-правовая регламентация
- 25.Президентская республика и ее признаки
- 26.Административно-территориальное деление рф
- 27.Статус иностранцев в рф
- 28.Способы приобретения и прекращения гражданства в рф
- 29.Представителная и непосредственная демократия: конституционные институты
- 30.Значение конституционных характеристик государства, как социального, правового, светского, демократического
- 31.Конституция рф 1993г: сущность, особенности, форма и структура
- 32.Основные этапы конституционного развития рф
- 33.Порядок внесения поправок в конституцию рф и ее пересмотра
- 34.Основы конституционного строя рф
- 35.Основы правового статуса человека и гражданина рф
- 36.Конституцонно-правовые основы гражданства рф
- 37.Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 38.Гражданиские (личные) права и свободы человека и гражданина
- 39.Политические права и свободы человека
- 40.Социальные права человека и гражданина
- 41.Конституционные обязанности человека и гражданина
- 42.Конституционный статус лиц без гражданства в рф
- 43.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф
- 44.Федеративное устройство рф: общая характеристика и конституционные принципы
- 45.Разграничение предметов ведения и полномочий между рф и ее субъектами
- 46.Конституционо-правовой статус субъектов рф
- 47.Система государственных органов рф
- 48.Президент рф: конституционно-правовой статус
- 53.Парламентская ответственность правительства рф: конституционные основы
- 54.Конституционно-правовой статус депутатов государственной думы и членов совета федерации федерального собрания
- 3Субъекты права назначения выборов.
- 63.Порядок избрания президента рф