logo
шпоргалка / otvety_na_bilety_dlya_ekzamena

Источники права: понятие и виды.

Источники права – это способы выражения и закрепления правовых норм. Им присущ официальный характер, к-й придаётся двумя путями:

  1. Правотворчество – уполномоченный на то орган создаёт нормы права, издаёт соответствующие акты.

  2. Санкционирование – когда уже устойчивой норме (морале, обычаю) придаётся общеобязательное значение.

Виды источников права:

1. Правовой обычай – признанное гос-вом и получившее официальный характер правило поведения, которое ранее сложилось и закрепилось как устойчивая норма. Гос-во делает официальным только те обычаи, которые позволяют рационально урегулировать общественные отношения;

2. Судебный прецедент – судебное решение по конкретному делу, которое становится образцом для решения аналогичных дел.

3. Договоры с нормативным содержанием – это соглашения двух и более субъектов, содержащее общеобязательные нормы права (международные, коллективные договоры);

4. Правовая доктрина – различные научные труды ученых-юристов (трактаты, статьи, комментарии), на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юр. делам. В РФ этот вид не применяется.

5. Нормативный правовой акт – юридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права, основной источник права в РФ, подразделяется:

- Законы – нормативные акты, принимаемые в особом порядке органами законодательной власти, которые регулируют общественные отношения и обладающие высшей юр. силой. Конституция; законы о поправках к Конституции; фед-е конституционные законы; фед-е законы; областные законы.

- Подзаконные акты - акты, издаваемые на основе и во исполнение законов, содержащие правовые нормы (указы президента, постановления правительства).

Признаки права: 1) Нормативность (оно всегда определяет какую-либо норму поведения). 2) Общеобязательность права (право обязательно для всех участников правоотношений). 3) Гарантированность гос-вом (любая норма должна быть санкционирована гос-вом). 4) Возможность в своей реализации опираться на принуждение со стороны гос-ва.