logo
шпоргалка / otvety_na_bilety_dlya_ekzamena

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

В ТК РФ перечислены основные способы защиты трудовых прав работников. К их числу отнесены: 1) государственный надзор за соблюдением трудового законодательства; 2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами; 3) самозащита трудовых прав.

Одним из способов защиты трудовых прав работников является гос-ный надзор за соблюдением трудового законодательства. Надзор за соблюдением трудовых прав работников могут осуществлять полномочные гос-ные органы. Как правило, основанием для их вмешательства в трудовые отношения является обращение работника с заявлением о восстановлении нарушенного права. Однако в установленных федеральным законом случаях гос-ные органы по надзору за соблюдением норм трудового права могут выступать в защиту неопределенного круга работников, например, при осуществлении д-ти, направленной на признание недействующими нормативных правовых актов.

Органом государственного надзора за соблюдением норм трудового права является гос-ная инспекция труда. В настоящее время создается Федеральная служба по труду и занятости в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которая будет осуществлять гос-ный надзор за соблюдением трудового законодательства. В этой Федеральной службе будет находиться гос-ная инспекция труда.

Контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют:

- Государственный горный и промышленный надзор, который преобразован в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, находящуюся в непосредственном ведении Правительства РФ.

- Органы государственного энергетического надзора. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 функции по осуществлению данного вида надзора также переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

- Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Функции по осуществлению гос-ного надзора за соблюдением указанных норм и правил переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

- Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 функции по осуществлению данного вида надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и по атомному надзору, находящейся в ведении Правительства РФ.

- Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные эму прокуроры в соответствии с имеющейся у них компетенцией.

- Внутриведомственный надзор за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В связи с чем работники организаций, которые находятся в ведении государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, могут обратиться с заявлением в эти органы с целью устранения нарушений трудовых прав. В свою очередь указанные органы могут потребовать от руководителей подведомственных организаций устранения нарушений трудовых прав работников.

- Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства могут осуществлять профессиональные союзы в лице соответствующих органов. Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены профсоюза, с целью осуществления общественного контроля за соблюдением их прав. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные лица по охране труда имеют право: 1) осуществлять контроль за соблюдением работодателем норм трудового права по отношению к членам профсоюза; 2) проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; 3) принимать участие в расследовании несчастных случаев на пр-ве и профессиональных заболеваний; 4) получать информацию от представителей работодателя о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на пр-ве и профессиональных заболеваниях; 5) защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе; 6) предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; 7) направлять работодателям представления об устранении нарушений трудовых прав работников, которые обязательны для рассмотрения; 8) осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателем по коллективному договору и соглашению; 9) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств пр-ва в качестве независимых экспертов; 10) принимать участие в рассмотрении трудовых споров с целью защиты прав своих членов; 11) принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 12) обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудовых прав работников.

Должностные лица органов гос-ной инспекции (гос-ные инспекторы) при осуществлении надзорно-контрольной д-ти могут: 1) беспрепятственно в любое время при наличии удостоверений установленного образца посещать организации в целях проведения инспекции; 2) запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; 3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя и составлять соответствующий акт; 4) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на пр-ве; 5) предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности; 5) приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений; 6) направлять в суды при наличии заключений гос-ной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении д-ти их структурных подразделений из-за нарушения требований охраны труда; 7) отстранять от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда; 8) запрещать использование и пр-во не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников; 9) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, пр-во и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; 10) выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов; 11) привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в пр-ве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд; 12) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на пр-ве.