2) Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением: основания наступления и порядок реализации (по уставам муниципальных образований).
В соответствии с ч. 1 ст. 71 Закона о местном самоуправлении 2003 г. основания наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований. Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г.
Закон о местном самоуправлении 1995 г. указывал, что основанием ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением является утрата доверия. Закон о местном самоуправлении 2003 г. данный термин не использует, однако его анализ показывает, что предусмотренный ст. 24 и ч. 2 ст. 71 механизм ответственности выборных должностных лиц местного самоуправления также основывается на утрате доверия к ним жителей муниципального образования.
Сам термин "утрата доверия" в Законе о местном самоуправлении 1995 г. не был определен, поэтому конкретное наполнение его содержанием также осуществлялось в законах субъектов РФ и нормативных актах муниципальных образований. В целом нужно отмстить, что законы субъектов РФ применили разные подходы к определению понятия "утрата доверия": от совершения уголовного преступления до отказа от приема жалоб избирателей.
В настоящее время в уставах муниципальных образований называются такие основания отзыва выборных должностных лиц местного самоуправления, как:
-
- совершение уголовных преступлений;
-
- неоднократные (два и более раза) административные правонарушения, за которые законом предусмотрено наказание в виде административного ареста;
-
- отказ от ведения приема граждан;
-
- нерассмотрение заявлений граждан;
-
- причинение имущественного вреда муниципальному образованию и др.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о местном самоуправлении 2003 г. основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
Муниципальное образование определяет процессуальный механизм реализации права населения на отзыв данных выборных лиц муниципального образования с учетом положений Закона о местном самоуправлении 2003 г. При этом следует помнить, что в соответствии с подп. "а" п. 8 ст. 12 Закона об избирательных правах вопрос о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц не может быть вынесен на местный референдум. Отзыв должностных лиц местного самоуправления проводится в соответствии со специальной процедурой голосования, предусмотренной ст. 24 Закона о местном самоуправлении 2003 г.
Указанная процедура должна обеспечивать выборному должностному лицу местного самоуправления возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых В качестве оснований для отзыва (подробнее см. тему 6).
Выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
- 2.Бюджетные полномочия исполнительных органов местного самоуправления
- Билет 2
- 1.Субъекты права местного самоуправления ,их права и обязанности.
- 2.Понятие минимального местного бюджета. Компенсация органов государственной власти в отношении обеспечения доходов минимального местного бюджета.
- Билет 3
- 1.Конституционно-правовой статус местного самсоуправления в рф.
- 2.Понятие и система гарантий местного самоуправления.
- Билет 4
- 1.Принцип самостоятельности местного самоуправления и его развитие в действующем российском законодательстве.
- 2.Юридические гарантии местного самоуправления в рф и их обеспечение.
- Билет 5
- 1.Основные функции местного самоуправления.
- 2) Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением: основания наступления и порядок реализации (по уставам муниципальных образований).
- Билет 6
- 1.Система местного самоуправления и её состав.
- 2.Ответсвенность органов,должностных лиц местного самоуправления перед населением: основания наступления и порядок реализации.
- Билет 7
- 1.Территориальное общественное самоуправление : понятие, порядок формирования органов , их функции и полномочия.
- 2.Европейская Хартия местного самоуправления.Общая характеристика.
- 1.Местный референдум: понятие, порядок назначения, вопросы референдума.
- 2.Правовые основы местного самоуправления по Европейской Хартии.
- Билет 9
- 1.Юридическая сила решения, принятого на местном референдуме. Изменение и отмена решения, принятого на местном референдуме.
- 2.Обязательства России по Европейской хартии местного самоуправления.
- Билет 10
- 1.Муниципальные выборы: понятие, основания и порядок назначения
- 2.Источники муниципального права
- Билет 11
- 1.Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления
- 2.Местное управление в дореволюционной России
- Билет 12
- 1.Правовой статус главы муниципального образования
- 2.Предмет и метод муниципального права
- Билет 13
- 1.Правовой статус муниципального служащего
- 2. Муниципальные правовые системы зарубежных стран
- Билет 14
- 1.Правовые акты органов местного самоуправления: природа, виды, порядок подготовки и принятия.
- 2.Роль и место муниципального права в правовой системе России
- Билет 15
- 1.Предметы ведения местного самоуправления: понятие, состав, порядок их разграничения между муниципальными образованиями.
- 2.Местные налоги и сборы.
- Билет 16
- 1.Основания и порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
- 2.Организация местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге.
- Билет 17
- 1.Виды и состав территорий местного самоуправления.
- 2.Устав Санкт-Петербурга о местном самоуправлении в Санкт-Петербурге.
- Билет 18
- 1.Субъекты права инициативы установления и изменения границ муниципального образования.
- 2.Закон Санкт-Петербурга «о местном самоуправлении в Санкт-Петербурге. Отличия от федерального закона.
- Билет 19
- 1.Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и компетенции иных органов местного самоуправления.
- 2.Устав муниципального образования (характеристика, правовой статус).
- 20 Билета нет Билет 21.
- 1.Право органов местного самоуправления на создание предприятий и учреждений. Права предприятий и учреждений в отношении закреплённого за ним муниципального имущества
- 2.Основные теории местного самоуправления
- Билет 22.
- 1.Правовые основы отношений органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями и организациями.
- 2. Организация местной власти в советский период
- Билет 23.
- 1. Финансовая деятельность местного самоуправления
- 2.Ассоциации и союзы муниципальных образований
- Билет 24.
- 1.Бюджетные полномочия представительного органа местного самоуправления.
- 2.Перспективы развития местного самоуправления.
- Билет 25.
- 1.Принципы организации местного самоуправления в России
- Билет 26
- 1.Доходы местных бюджетов
- 1. Местные налоги и сборы:
- 3. Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.
- 2.Правотворческий процесс в муниципальном образовании
- Билет 27
- 1.Принципы местного самоуправления
- 6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
- 2.Cтруктура органов местного самоуправления
- Билет 28
- 1.Участие населения в осуществлении местного самоуправления
- 2 .Устав муниципального образования
- Билет 29
- 1.Расходы местных бюджетов
- 2.Контроль и надзор за местным самоуправлением
- Билет 30
- 1.Местное самоуправление в переходный период 2003-2006 гг
- 2.Границы территорий муниципальных образований