2.Основные теории местного самоуправления
Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права и была разработана немецкими учеными в начале XIX века. Цель этой теории состояла в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общин. Община исторически является предшественницей государства. Последнее появляется в результате объединения общин по экономическим и политическим мотивам. В догосударственный период община является независимой, самостоятельной единицей в решении всех задач. Она свободна от внешнего влияния. Сторонники теории свободной общины стояли на позиции независимости общины от государства.
Теория свободной общины получила свое отражение в ряде законодательных актов 30 - 40-х гг. XIX в. А Конституция Бельгии 1831 г. даже имела специальную статью об общинном управлении. Именно в этой Конституции наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями закреплялась и общинная (муниципальная) власть.
Однако на практике такой подход не имел успеха. Русские ученые Н.И. Лазаревский, Б.Н. Чичерин, В.П. Безобразов и другие считали теорию свободной общины несостоятельной и нежизнеспособной.
Хозяйственная и общественная теория самоуправления. Сущность данной теории состоит в том, что самоуправление есть заведование делами местного хозяйства. Ее сторонники утверждали, что собственные дела общины - это дело общинного хозяйства, и что таким образом самоуправление есть управление делами местного хозяйства. При этом на первый план выдвигались дела хозяйственного характера. Хозяйственная и общественная теория самоуправления, равно как и теория свободной общины, основывалась на противопоставлении государства обществу.
Теория общественного самоуправления получила широкое развитие в российской дореволюционной юридической науке. Н.М. Коркунов так определил содержание этой теории: Общественная теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои собственные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, требуя, чтобы общество и государство ведали только своими собственными интересами.
Согласно теории общественного самоуправления дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления. Однако такие взгляды на местное самоуправление существовали достаточно недолго, поскольку на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них в чистом виде только местные хозяйственные дела.
Государственная теория самоуправления была разработана Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Самоуправление есть государственное управление - вот откровенный вывод школы германских юристов.
Сторонники теории государственного самоуправления доказывали, что предметы ведения, составляющие компетенцию местного самоуправления, входят в задачи государственного управления.
В России положения государственной теории были значительно развиты дореволюционными юристами (В.П. Безобразов, А.И. Васильчиков, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский) в 70-х гг. XIX в. Согласно мнению сторонников государственной теории того времени местное самоуправление представляет собой децентрализованное государственное управление. А.Г. Михайловский рассматривал самоуправление как часть общего государственного управления, как особую организацию государственной власти на местах, основанную на выборных началах. Составной частью государственного управления считал местное самоуправление и В.П. Безобразов.
Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством, формулируя вывод о соотношении государства и местного самоуправления.
Политические теории местного самоуправления. Согласно одной из политических теорий, созданной Р. Гнейстом, сущность местного самоуправления заключается в том, что оно осуществляется почетными представителями местного населения, выполняющими свои обязанности безвозмездно. Смягченной формой этой теории является учение О. Майера, согласно которому сущность самоуправления заключается в выполнении в нем должностных функций лишь в порядке побочных, не основных занятий.
- 2.Бюджетные полномочия исполнительных органов местного самоуправления
- Билет 2
- 1.Субъекты права местного самоуправления ,их права и обязанности.
- 2.Понятие минимального местного бюджета. Компенсация органов государственной власти в отношении обеспечения доходов минимального местного бюджета.
- Билет 3
- 1.Конституционно-правовой статус местного самсоуправления в рф.
- 2.Понятие и система гарантий местного самоуправления.
- Билет 4
- 1.Принцип самостоятельности местного самоуправления и его развитие в действующем российском законодательстве.
- 2.Юридические гарантии местного самоуправления в рф и их обеспечение.
- Билет 5
- 1.Основные функции местного самоуправления.
- 2) Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением: основания наступления и порядок реализации (по уставам муниципальных образований).
- Билет 6
- 1.Система местного самоуправления и её состав.
- 2.Ответсвенность органов,должностных лиц местного самоуправления перед населением: основания наступления и порядок реализации.
- Билет 7
- 1.Территориальное общественное самоуправление : понятие, порядок формирования органов , их функции и полномочия.
- 2.Европейская Хартия местного самоуправления.Общая характеристика.
- 1.Местный референдум: понятие, порядок назначения, вопросы референдума.
- 2.Правовые основы местного самоуправления по Европейской Хартии.
- Билет 9
- 1.Юридическая сила решения, принятого на местном референдуме. Изменение и отмена решения, принятого на местном референдуме.
- 2.Обязательства России по Европейской хартии местного самоуправления.
- Билет 10
- 1.Муниципальные выборы: понятие, основания и порядок назначения
- 2.Источники муниципального права
- Билет 11
- 1.Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления
- 2.Местное управление в дореволюционной России
- Билет 12
- 1.Правовой статус главы муниципального образования
- 2.Предмет и метод муниципального права
- Билет 13
- 1.Правовой статус муниципального служащего
- 2. Муниципальные правовые системы зарубежных стран
- Билет 14
- 1.Правовые акты органов местного самоуправления: природа, виды, порядок подготовки и принятия.
- 2.Роль и место муниципального права в правовой системе России
- Билет 15
- 1.Предметы ведения местного самоуправления: понятие, состав, порядок их разграничения между муниципальными образованиями.
- 2.Местные налоги и сборы.
- Билет 16
- 1.Основания и порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
- 2.Организация местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге.
- Билет 17
- 1.Виды и состав территорий местного самоуправления.
- 2.Устав Санкт-Петербурга о местном самоуправлении в Санкт-Петербурге.
- Билет 18
- 1.Субъекты права инициативы установления и изменения границ муниципального образования.
- 2.Закон Санкт-Петербурга «о местном самоуправлении в Санкт-Петербурге. Отличия от федерального закона.
- Билет 19
- 1.Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и компетенции иных органов местного самоуправления.
- 2.Устав муниципального образования (характеристика, правовой статус).
- 20 Билета нет Билет 21.
- 1.Право органов местного самоуправления на создание предприятий и учреждений. Права предприятий и учреждений в отношении закреплённого за ним муниципального имущества
- 2.Основные теории местного самоуправления
- Билет 22.
- 1.Правовые основы отношений органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями и организациями.
- 2. Организация местной власти в советский период
- Билет 23.
- 1. Финансовая деятельность местного самоуправления
- 2.Ассоциации и союзы муниципальных образований
- Билет 24.
- 1.Бюджетные полномочия представительного органа местного самоуправления.
- 2.Перспективы развития местного самоуправления.
- Билет 25.
- 1.Принципы организации местного самоуправления в России
- Билет 26
- 1.Доходы местных бюджетов
- 1. Местные налоги и сборы:
- 3. Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.
- 2.Правотворческий процесс в муниципальном образовании
- Билет 27
- 1.Принципы местного самоуправления
- 6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
- 2.Cтруктура органов местного самоуправления
- Билет 28
- 1.Участие населения в осуществлении местного самоуправления
- 2 .Устав муниципального образования
- Билет 29
- 1.Расходы местных бюджетов
- 2.Контроль и надзор за местным самоуправлением
- Билет 30
- 1.Местное самоуправление в переходный период 2003-2006 гг
- 2.Границы территорий муниципальных образований