Го Канады как система защиты населения, экономики и административно-политической структуры функционирует с 1957 года.
Ответственность за решение задач ГО возложено на премьер-министра, который назначает одного из министров федерального правительства ответственным за готовность государства к действиям в ЧС различного характера. Координатором деятельности всех министров выступает агентство чрезвычайной готовности Канады (ЭРС), которое возглавляет исполняющий директор, у которого есть заместитель по планированию и оперативному управлению.
Территория страны разделена на 10 округов чрезвычайной готовности, пункты управления которых оборудованы в 30 – 200 км. от основных мест расположения. Главный пункт управления находится в 37 км от Оттавы и может автономно работать 2 месяца (рассчитан на 400 человек).
Специальных формирований ГО в Канаде нет. Для решения задач ГО привлекается полиция, пожарные службы, медицинские учреждения, воинские части. В случае возникновения ЧС из их состава формируются подвижные группы для действий в районах ЧС.
Защита населения в системе ГО Канады решается путем укрытия населения в защитных сооружениях по месту жительства.
ГО России.
ГО России создана на базе ГО СССР (как и у всех стран СНГ, в том числе и Украины). Однако, начиная с 1994 года, в России удалось создать принципиально новые структуры ГО, а именно единую государственную систему предупреждения и ликвидации последствий ЧС различного происхождения, создано министерство по ЧС (МЧС).
В настоящее время в структуру МЧС входят войска ГО (состоящие из спасательных, автомобильных, авиационных, инженерных, противорадиационных, противохимических и др. подразделений), штабы по вопросам ГО и ликвидации последствий ЧС, поисково-спасательные службы.
МЧС в непосредственном подчинении имеет специальные воинские формирования: центральный аэромобильный спасательный отряд, авиационное предприятие и национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования. Подготовка специалистов осуществляется в специализированных учебных подразделениях. Научные и конструкторские разработки в области техники и новейших технологий осуществляются в научно-исследовательском институте ГО по ЧС.
В соответствии с Российским законодательством МЧС, при возникновении ЧС имеет возможность привлекать силы и средства других министерств и ведомств – милицию, пожарных, медиков, воинские части, строительные и транспортные организации. Для ликвидации последствий больших катастроф задействуются государственные финансовые и материальные ресурсы.
Для оказания помощи иностранным государствам в проведении спасательных робот МЧС России использует Центральный аэромобильный спасательный отряд, авиационное предприятие и автомобильную колону (в рамках сотрудничества с МОГО).
Гуманитарная помощь формируется из государственного бюджетного резерва. Элитным подразделением быстрого реагирования МЧС России является Центральный спасательный отряд, который выполняет поисково-спасательные работы в очагах ЧС, доставляет формирования экспертов и необходимые средства спасения и выживания, а также грузы гуманитарной помощи, организует медицинскую помощь и осуществляет эвакуацию потерпевших (Аэромобильный госпиталь может принять одновременно 150 пострадавших).
Анализ развития ГО в мире.
Проблемы стихийных бедствий, крупных техногенных аварий и катастроф, разнообразные ЧС социально политического характера, с каждым годом все чаще находят место в решениях Организации Объединенных Наций (ООН).
Еще в 1971 году решением Генеральной ассамблеи создан «Отдел координатора ООН по оказанию помощи при возникновении катастроф и стихийных бедствий», главным заданием которого является мобилизация ресурсов и координация действий разных организаций в системе ООН для оказания помощи странам в случае возникновения ЧС.
Отдел координатора ООН, подготовил ряд документов, которые собраны в 12 томах и посвящены вопросам подготовки и борьбы со стихийными бедствиями и разработал определенную систему мероприятий, направленных на уменьшение возможных ЧС.
Отдел координатора ООН, учитывая неизбежность возникновения определенных стихийных бедствий и явлений природы, сделал вывод и выдвинул условие о необходимости своевременного планирования в каждом государстве предупреждающих национальных чрезвычайных действий в случае возникновения стихийных бедствий. При этом планы готовности должны иметь силу закона и согласовываться с действующим законодательством страны. Кроме этого, планы готовности должны гарантировать, что организации, которые несут ответственность за выполнение конкретных задач, и имеют достаточную законодательную власть.
Несмотря на то, что каждая страна мира имеет свою специфическую особенность и свои подходы к вопросам организации национальных структур ГО, все эти структуры объединены главной целью – обеспечить защиту и безопасность населения, территорий и экономики в ЧС различного характера. Поэтому особое внимание при решении задач защиты населения и экономики, отводится вопросам оповещения населения и персонала предприятий о возникновении или возможной угрозе возникновения ЧС природного и техногенного характера. С этой целью на территориях всех стран созданы системы оповещения в виде центров, пунктов и постов оповещения. Наиболее совершенными системами оповещения считаются системы созданные в странах США, ФРГ, Канаде, Франции, Великобритании, Дании, Норвегии, Нидерландах, Бельгии и Японии.
Радиационное наблюдение и дозиметрический контроль наилучшим образом налажен в странах США, ФРГ, Великобритании, Италии, Франции, Канаде, Японии.
Подготовка руководящего состава органов управления ГО во всех странах мира осуществляется специальными учебными заведениями.
В Канаде и Великобритании созданы национальные колледжи ГО, в ФРГ – Академия ГО, во Франции – институт ГО, в Нидерландах – высшая школа ГО, в России – Институт МЧС. Кроме этого, во всех странах мира создана целая сеть курсов ГО с целью подготовки специалистов.
Организация подготовки населения по вопросам ГО в большинстве стран мира имеет общие черты. При этом, главное на чем сосредоточено внимание, это вопросы:
умение действовать по сигналам оповещения;
умение оказывать первую медицинскую помощь;
умение пользоваться индивидуальными (ИСЗ) и коллективными средствами (КСЗ) защиты.
Огромное внимание во всем мире уделяется строительству коллективных средств защиты. Создание систем защитных сооружений осуществляется различными путями, а именно: строительство новых укрытий, реконструкция старых, оборудование шахтных выработок под укрытия, использование метрополитенов, оборудование подвальных помещений в жилых домах.
Например: в Норвегии, возможно, обеспечить укрытие 62% городского и 7% сельского населения. В Швейцарии укрытия способны разместить 6,2 млн. чел. при общей численности населения страны 6,6 млн. чел. В Швеции около 80% населения. В США – 242 млн. чел. В ФРГ – около 90% населения (данные на 1. 01. 2001 г.). Новых данных нет!
Одним из способов защиты населения является эвакуация из районов бедствия. Из-за высокой плотности населения, большой концентрации производства и маленькой площади европейских стран, особенно Центральной Европы, значительно усложняют выбор районов для размещения эвакуированных, а также решения вопросов по эвакуации и рассредоточению. Однако, несмотря на это, все правительства в той или иной мере планируют мероприятия с перемещением населения и некоторых объектов экономики из районов возможных стихийных бедствий в мирное время.
Большое внимание уделяется обеспечению стабильности экономики, то есть экономической безопасности государств Евросоюза в случае возникновении ЧС различного характера и происхождения.
Одним из эффективнейших методов, который обеспечивает устойчивую работу экономики любого государства, правительства экономически развитых стран мира, считают рассредоточение промышленности и материальных ресурсов.
Кроме этого, к таким мероприятиям относятся, заблаговременное создание государственных стратегических резервов продовольствия, водных запасов, стратегически важного сырья и материальных ценностей, создание фондов страхования документации и др.
Пример: в США более 50 лет функционируют подземные хранилища стратегически важного сырья. В 14 соляных выработках (район Мерисвил, штат Мичиган) хранится более 160 тис. м3. нефти, более 90 тыс. м3. бензина. Кроме того, стратегические резервы нефти и бензина созданы в соляных шахтах Калифорнии и др. местах.
При всем этом огромное внимание уделяется вопросам информирования населения по вопросам возможного возникновения ЧС природного и техногенного характера. Общая подготовка населения осуществляется в детских заведениях (детские сады), в общеобразовательных школах, учебных заведения всех уровней аккредитации, а практически знания закрепляются во время проведения учений ГО путем привлечения к ним всех слоев населения.
Правительства зарубежных стран считают, что учения по ГО являются эффективнейшим методом подготовки руководящего состава ГО, подразделений ГО и населения, на случай возникновения ЧС природного или техногенного характера.
Вывод. Если проанализировать развитие ГО в мире, можно прийти к выводу, что наряду с постоянным усовершенствованием национальных систем Гражданской Обороны разных стран мира, огромное внимание уделяется усовершенствованию ГО в содружестве стран Европейского союза, Организации Объединенных Наций, и стран участниц международной организации ГО (МОГО).
ГО, в зарубежных странах, рассматривается, руководством этих стран как система, действия которой направлены на защиту населения и экономики от последствий стихийных сил природы, техногенных аварий и катастроф, в случае возникновения военных конфликтов.
Несмотря на то, что каждая страна строит и развивает собственный вариант национальной структуры ГО исходя из конкретной обстановки, экономических возможностей, физико-географических, климатических, природных особенностей, все эти системы руководствуются гуманной целью, опираясь на международное гуманитарное право в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 года и Дополнительными протоколами 1977 года.
Ярким и характерным примером, безответственного отношения к вопросам организации гражданской обороны (оповещение, эвакуация, создание резервного запаса продовольствия, питьевой воды и др.) продемонстрировали страны расположенные на побережье Индийского океана. Ужасная трагедия, произошедшая 26 декабря 2004 года, унесла жизни, по меньшей мере, 235 тысяч человек (данные ООН от 15.02.2005 г.).
По утчнённым данным на 2007год около 246тыс. погибших и 25 тыс пропавших без вести.
В результате землетрясения на дне океана, образовалась гигантская волна (цунами), скорость которой по оценке экспертов достигала 800 – 850 км./час, а высота составляла от 2 до 10 метров.
Приложение № 1.
Задания для самостоятельного изучения.
История возникновения первых гуманитарных организаций, взявших на себя обязанность по защите мирного населения и лиц, принимающих участие в вооруженных конфликтах.
Перечислите и дайте пояснение основным принципам, которыми руководствуются составляющие Международного Движения КК и КП.
В связи, с какими событиями, происходящими в мире, возникла необходимость во многих странах мира создавать систему ГО.
Перечислите главные задачи, которые стоят перед МОГО на современном этапе развития человеческого сообщества.
Женевские Конвенции (3 - я) о статусе военнопленных и других лиц (4-я), оказавшихся в зонах военных конфликтов и на оккупированной территории.
Защита оборудования и сооружений, которые несут в себе опасные силы (ст. 56, 4 – й Ж.К.).
Какие функции и задачи, согласно Ж.К. и Дополнительным протоколам, возложены на организации ГО государств, подписавших или присоединившихся к Ж.К. и Дополнительным протоколам?
Проанализируйте развитие ГО в развитых странах мира.
Приложение №2.
Вопросы для обсуждения вынесенные на семинарские занятия.
Организация ГО и международное гуманитарное право.
БЖД человека и гражданская защита.
Экономическая безопасность государства и ГО.
Структура и организация ГО любого государства, в соответствии с Женевскими Конвенциями.
ООН и общая международная концепция по оказанию помощи и защиты при возникновении катастроф и стихийных бедствий.
Анализ развития ГО в мире. Положительные и отрицательные примеры организации гражданской защиты.
Приложение №3.
Темы для докладов, рефератов и контрольных робот.
История возникновения Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
Лига Наций и Организация Объединенных Наций.
Женевские Конвенции и Дополнительные Протоколы 1977 года.
Международная Организация Гражданской Обороны.
ООН и Общая декларация прав человека (Хартия прав человека).
История возникновения ГО Украины.
Международные договоры Украины в области сотрудничества по вопросам ГО (защиты).
Закон Украины «О Гражданской обороне Украины» и положение КМУ «О Гражданской обороне Украины».
Организационная структура, основные задачи, цели и силы ГО Украины на современном этапе.
Министерство Украины по ЧС (задачи, цели, силы и организационная структура).
Единая Государственная система Украины реагирования на ЧС природного и техногенного характера.
- Раздел 1. Общие вопросы.
- Тема 1.1. Гражданская оборона в современных условиях, как субъект международного гуманитарного права.
- Раздел 1.
- Справочный материал.
- 1.1.1. История возникновения первых гуманитарных организаций для защиты жертв военных конфликтов.
- 1.1.2. Структура и принципы Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
- 1. 3. Международная организация гражданской обороны (мого).
- 2 4.10.1945 Года была создана Организация Объединенных Наций (оон).
- 12 Августа 1949 года были приняты 4 Женевские Конвенции.
- 1.1.4. Международное гуманитарное право.
- Раздел 6 Четвертой Конвенции полностью посвящен вопросам функционирования Гражданской обороны.
- Организация Гражданской обороны иностранных государств.
- Го Канады как система защиты населения, экономики и административно-политической структуры функционирует с 1957 года.