Тема 3. Пропорциональная система выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: формирование списков кандидатов и определение результатов выборов
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РАБОТЫ
1. Мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы: общая характеристика.
2. Развитие законодательства о выборах депутатов Государственной Думы (1993 – 2002 годы).
3. Пропорциональная система выборов депутатов Государственной Думы по Федеральному закону от 18 мая 2005 г.
а) Выдвижение и регистрация списков кандидатов.
б) Определение результатов выборов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Работу целесообразно начать с введения, содержащего обоснование выбора темы, её актуальности, обзор наиболее известных научных трудов, на которых базируется курсовая работа. Введение может содержать собственные суждения автора об обоснованности перехода на пропорциональную систему выборов всех 450 депутатов Государственной Думы, о связи реформы избирательного законодательства с политическими преобразованиями в стране.
При рассмотрении первого вопроса необходимо изложить основные характерные черты мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, достоинства и недостатки каждой из них. Желательно перечислить их разновидности, наиболее часто применяемые в зарубежных странах. Особую ценность будут представлять самостоятельные суждения автора о соответствии того или иного вида избирательной системы интересам народного представительства, о том, насколько переход к полностью пропорциональной системе выборов депутатов Государственной Думы способствует укреплению демократии.
При рассмотрении второго вопроса следует показать развитие законодательства о выборах депутатов Государственной Думы, начиная с Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, дать краткую характеристику новелл, внесённых Федеральными законами "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", принятыми в 1995, 1999 и 2002 годах. Особое внимание нужно уделить совершенствованию пропорциональной части смешанной избирательной системы, предусмотренной этими законами. Следует также соотнести развитие избирательного законодательства в этот период с развитием законодательства о политических партиях.
Раскрывая вопросы, относящиеся к третьему пункту работы, необходимо изложить основное содержание соответствующих положений Федерального закона 2005 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также Федерального закона "О политических партиях", желательно – с собственной оценкой этих положений и предложениями об их совершенствовании.
Наиболее обстоятельно следует проанализировать нормы законов о том, как происходит выдвижение федерального списка кандидатов политическими партиями, какие требования к списку и его структуре предъявляет закон, каковы гарантии реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами партии, какие документы должны быть представлены в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации одновременно со списком кандидатов, каковы формы поддержки (обеспечения) выдвижения списка кандидатов и как происходит реализация принципа альтернативности выборов в случае, если будет зарегистрирован только один федеральный список. Исследуя вопрос об определении результатов выборов, необходимо указать, при каких условиях выборы признаются состоявшимися, какие федеральные списки кандидатов допускаются к распределению депутатских мандатов, кратко остановиться на методике пропорционального распределения депутатских мандатов.
Ко времени написания данной работы автор будет иметь возможность исследовать статистику выборов депутатов Государственной Думы в декабре 2007 г. Следует назвать партии, участвовавшие в выборах (отметив те из них, которые собирали подписи избирателей или внесли избирательный залог), а также партии, получившие места в Государственной Думе, привести данные о числе избирателей, поддержавших тот или иной партийный список, указать количество депутатских мандатов, полученных каждой партией. Если после этих выборов – первых по пропорциональной системе – избирательный закон будет модернизирован (или если последуют такие предложения), то соответствующий материал, конечно же, должен быть отражён в работе.
Работу логично завершить заключением с общими выводами по теме. Желательно, чтобы автор обосновал собственную позицию о том, является ли действующее правовое регулирование порядка формирования политическими партиями списков кандидатов и определения результатов выборов депутатов Государственной Думы оптимальным для развития демократии, построения гражданского общества и правового государства.
- Тема 3 – м.А.Митюков, тема 4 – с.В.Нарутто) ……………...… 139
- Тема 4 – в.И.Фадеев) ………………………………………………. 163
- Введение
- Тематический план по курсу "Конституционное право России"
- Раздел I
- Тема 1. Конституционное право – ведущая отрасль права Российской Федерации
- Тема 2. Конституционно-правовая ответственность
- Тема 3. Наука конституционного права Российской Федерации
- Раздел II конституция российской федерации и её развитие
- Тема 4. Понятие, сущность и юридические свойства Конституции Российской Федерации
- Тема 5. Этапы конституционного развития России
- Тема 6. Конституция Российской Федерации 1993 года
- Раздел III конституционный строй российской федерации и его основы
- Тема 7. Конституционный строй Российской Федерации
- Тема 8. Политические основы конституционного строя Российской Федерации
- Тема 9. Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации
- Тема 10. Духовные основы конституционного строя Российской Федерации
- Раздел IV основы правового статуса личности
- Тема 11. Конституционно-правовой институт основ правового статуса личности
- Тема 12. Гражданство Российской Федерации
- Тема 13. Правовое положение иностранных граждан и иных лиц с особенностями правового статуса
- Тема 14. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
- Раздел V федеративное устройство россии
- Тема 15. Становление и развитие Российской Федерации
- Тема 16. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
- Тема 17. Конституционно-правовой статус и административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- Раздел VI органы власти российской федерации и её субъектов
- Тема 18. Конституционная система государственных органов Российской Федерации
- Тема 19. Избирательная система
- Тема 20. Президент Российской Федерации
- Тема 21. Федеральное Собрание Российской Федерации
- Тема 22. Правительство Российской Федерации
- Тема 23. Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
- Тема 24. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
- Тема 25. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
- К разделу III программы конституционный строй российской федерации и его основы
- К разделу IV программы основы правового статуса личности Темы 11 – 13 программы
- Тема 14 программы
- К разделу V программы федеративное устройство россии
- К разделу VI программы органы власти российской федерации и её субъектов
- Тема 18 программы
- Тема 19 программы
- Тема 20 программы
- Тема 21 программы
- Тема 22 программы
- Тема 23 программы
- Тема 24 программы
- Тема 25 программы
- Литература Основная литература
- К разделу II программы
- К разделу III программы
- К разделу IV программы Темы 11 – 13
- Тема 14 программы
- К разделу V программы
- К разделу VI программы
- Тема 18
- Тема 19 программы
- Тема 20 программы
- Тема 21 программы
- Тема 22 программы
- Тема 23 программы
- Тема 24 программы
- Тема 25
- Методические указания к изучению курса
- К разделу I программы Конституционное право в системе права Российской Федерации. Наука конституционного права
- К разделу II программы Конституция Российской Федерации и её развитие
- К разделу III программы Конституционный строй Российской Федерации и его основы
- К разделу IV программы Основы правового статуса личности
- К разделу V программы Федеративное устройство России
- К разделу VI программы Органы власти Российской Федерации и её субъектов
- Планы семинарских занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения
- Тема 1. Конституционное право России как отрасль права и как наука – 4 часа1
- Практические задания
- Тема 2. Конституция Российской Федерации – 4 часа
- Практические задания
- Электронные ресурсы
- Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации – 6 часов
- Практические задания
- Практические задания
- Тема 4. Основы правового статуса личности.
- Практические задания
- Тема 5. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина – 4 часа
- Практические задания
- Электронные ресурсы
- Тема 6. Федеративное устройство – 4 часа
- Практические задания
- Тема 7. Система государственных органов
- Практическое задание
- Электронные ресурсы
- Тема 8. Избирательная система – 4 часа
- Практические задания
- Электронные ресурсы
- Тема 9. Президент Российской Федерации – 2 часа
- Практические задания
- Электронные ресурсы
- Тема 10. Федеральное Собрание
- Практические задания
- Электронные ресурсы
- Тема 11. Правительство Российской Федерации – 2 часа
- Практические задания
- Электронные ресурсы
- Тема 12. Конституционное правосудие
- Практические задания
- Дипломные работы
- Планы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения
- Тема 1. Конституция Российской Федерации
- Тема 2. Основы конституционного строя Российской Федерации
- Правовые акты и литература
- Тема 1. Президент Российской Федерации
- Тема 2. Федеральное Собрание Российской Федерации
- Правовые акты и литература
- Задания для выполнения курсовых работ студентами заочной формы обучения
- Задания на 2007 – 2008 учебный год
- Тема 1. Референдум субъекта Российской Федерации
- Правовые акты и литература
- Тема 2. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- Тема 3. Конституционно-правовое регулирование роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
- Тема 4. Участие Правительства Российской Федерации в законотворческом процессе
- Задания на 2008 – 2009 учебный год
- Тема 1. Создание политических партий, приостановление их деятельности и ликвидация
- Правовые акты и литература
- Тема 2. Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления
- Правовые акты и литература
- Тема 3. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в развитии избирательного законодательства
- Правовые акты и литература
- Тема 4. Основные полномочия и гарантии деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
- Правовые акты и литература
- Задания на 2009 – 2010 учебный год
- Тема 1. Формы народовластия в Российской Федерации
- Правовые акты и литература
- Тема 2. Политические права и свободы граждан Российской Федерации
- Правовые акты и литература
- Тема 3. Пропорциональная система выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: формирование списков кандидатов и определение результатов выборов
- Правовые акты и литература
- Тема 4. Основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации
- Правовые акты и литература
- Контрольные вопросы по курсу для подготовки к зачёту и экзамену
- Раздел I. Конституционное право в системе
- Раздел II. Конституция российской федерации
- Раздел III. Конституционный строй
- Раздел IV. Основы правового статуса личности
- Раздел V. Федеративное устройство россии
- Раздел VI. Органы власти российской федерации и её субъектов