13.Россия как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
1)Россия- демократическое государство
Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
-В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство — Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.
- Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических инстатутов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы человека, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.
2)Россия- федеративное государство
Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.
Конституция 1993 г. закрепила Федерацию, состоявшую к тому времени из 89 равноправных субъектов, из которых 21 — республики, 1 — автономная область, 10 — автономные округа и 57 — края, области и города (Москва и Санкт-Петербург)1. При этом края, области и города не являются национальными по на-
званию и своему характеру, а остальные субъекты олицетворяют ту или другую меру национальной государственности. В то же время предусматривается свойственное правовому государству равенство всех граждан, особенно важное в республиках, где доля титульной нации составляет менее половины населения.
Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Федерации;
республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты — устав и законодательство;
федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;
во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.
Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный характер, отражающий политическую нестабильность в 1990-х гг. Отсюда их некоторая неопределенность. Так, республика характеризуется через скобки как государство, что может быть понято как признание суверенитета и международно-правовой правосубъектности. Но такое понимание противоречило бы ст. 4, в которой установлено, что суверенитет Российской Федерации неделим («распространяется на всю ее территорию»), а значит, субъекты Федерации не вправе выступать как субъекты международного права. Кроме того, весьма трудно совместить принцип равноправия субъектов Федерации с тем, что одни из них являются государствами, а другие в лучшем случае только некими государственными образованиями. Возникает также ряд вопросов. Является ли устав субъекта Федерации по своей юридической силе равноценным конституции, и если да, то почему они по-разному называются, если же нет, то можно ли говорить о равноправии? Какой смысл вкладывается в термин «самоопределение народов»? Означает ли это, что более 100 народов, населяющих Россию и не имеющих национальной государственности, вправе теперь ее законно обрести? Или следует считать, что, приняв данную Конституцию, они уже самоопределились? Не совсем ясно также, что означает равноправие субъектов «между собой» во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже было закреплено равноправие субъектов Федерации?
Для того чтобы не порождать конституционные кризисы, потребуется правовое разъяснение этих вопросов через решения Конституционного Суда или принятие федеральных законов, а возможно, они будут отрегулированы путем вошедших в силу обычаев.
3)Россия- правовое государство
Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.
Конституции РФ начался процесс создания правового государства в России.
Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные признаки (тем более что в Конституции РФ это понятие не раскрывается).
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.Понятие и предмет конституционного права рф.
- 2.Конституционно-правовые нормы и отношения.
- 3.Источники конституционного права рф.
- 4.Федеральный конституционный закон: предметы правового регулирования и условия принятия
- 5.Федеральный закон: предметы правового регулирования и условия принятия.
- 6.Конституционное право рф как наука и учебная дисциплина
- 7.Понятие, сущность и структура конституции как Основного закона государства.
- 8. Этапы развития Конституции рф.
- 9.Основные принципы Конституции рф.
- 10.Юридические свойства Конституции рф.
- 11.Порядок пересмотра конституции рф и принятия конституционных поправок.
- Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:
- 12.Понятие основ конституционного строя рф.
- 13.Россия как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
- 1. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина,
- 14.Содержание социальных основ конституционного строя России.
- 15.Содержание экономических основ конституционного строя рф.
- 16.Демократическое государство как основная форма осуществления суверенитета народа России.
- 17.Конституционное регулирование деятельности общественных объединений.
- 18.Референдум рф как институт непосредственной демократии.
- 19.Порядок проведения референдума в рф
- 20.Местное самоуправление как форма реализации суверенитета народа России.
- 21.Понятие и основные принципы правового положения человека и гражданина в рф.
- 22.Понятие и принципы гражданства России.
- 23.Основания приобретения и прекращения гражданства рф.
- 1)Выход из гражданства
- 2)Отмена решения о приеме в гражданство, о прекращении гражданства
- 3)Выбор другого гражданства
- 24.Приобретение гражданства рф по рождению, гражданство детей.
- 25.Прием в гражданство рф.
- 26.Выход из гражданства рф.
- 27.Полномочия государственных органов в решении вопросов гражданства рф.
- 28.Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в рф.
- 29.Правовое положение беженцев в рф. 30. Правовое положение
- 32.Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина в рф.
- 33.Право на жизнь: содержание и гарантии реализации.
- 34.Право на свободу перемещения и выбор места жительства: содержание и гарантии реализации.
- 35.Право на свободу и личную неприкосновенность: содержание и гарантии реализации.
- 36.Свобода совести и свобода вероисповедания: содержание и гарантии реализации.
- 37.Право на неприкосновенность частной жизни: содержание и гарантии реализации.
- 38.Политические права и свободы человека и гражданина в рф.
- 39.Свобода мысли и слова: содержание и гарантии реализации.
- 40.Право на объединение и свобода собраний: содержание и гарантии реализации.