2.Конституционно-правовые нормы и отношения.
Нормы имеют учредительный характер содержащихся в них предписаний. Они первично устанавливают обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей права. Определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.
Имеют особый характер реализации. Многие нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ).
Характеризуются специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Это - народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.
Имеют особенности структуры. Для них не характерна трёхчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция.
Классифицируются:
По содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений в которых выражается основы конституционного строя, другие с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвёртые - с системой органов государства.
По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, разграничения предметов ведения между РФ и её субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню необходимого правового регулирования нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции. Среди других правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные законы. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты.
По территории действия. Различают нормы действующие на всей территории Федерации или в отдельных республиках, областях и других субъектах федерации, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.
По характеру содержащегося предписания.
На основании критерия содержащегося предписания различают нормы: управомочивающиеся, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий.
Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить своё поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям.
Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определённых действий, в них предусмотренных.
По степени определённости содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные норма.
Императивные - такие, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах.
Диспозитивные - предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учётом указанных в норме условий и обстоятельств.
конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Классификация конституционно-правовых отношений
1. По видам деление конституционно-правовых отношений соответствует предмету конституционного права как отрасли права. Следует выделять четыре группы общественных отношений, составляющих предмет российского конституционного права:
1. связанные с основами конституционного строя Российского государства, сущностью и формами власти народа в нашей стране;
2. связанные с основами правового положения личности в Российской Федерации;
3. по поводу государственного устройства Российской Федерации;
4. связанные с установлением системы, порядка формирования, принципами организации и механизмами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
2. Кроме того, по степени обобщенности конституционно-правового регулирования конституционно-правовые отношения можно разделить на общие и конкретные:
Общие конституционно-правовые отношения — это так называемые правовые состояния, которые существуют объективно, вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов (например, состояние гражданства возникает в подавляющем большинстве случаев с рождением человека и длится всю жизнь).
Конкретные конституционно-правовые отношения возникают только при совершении соответствующих действий потенциально возможными субъектами подобных отношений. Если действие не совершается, то и конкретное конституционно-правовое отношение не возникает (например, если гражданин Российской Федерации желает выйти из гражданства РФ, он должен обратиться с ходатайством на имя Президента РФ).
3. В зависимости от длительности существования во времени конституционно-правовые отношения могут быть поделены на статические и динамические.
Статические отношения — это постоянные отношения, не обусловленные фактором времени существования, которые возникают с введением соответствующих конституционно-правовых норм, созданием государств, объявлением формы их устройства, образованием органов и т.д. (например, федерализм, парламентаризм.
Динамические отношения – это отношения, которые возникают в результате действий участников конституционно-правовых отношений, но по совершении конкретных действий конституционно-правовое отношение достигло своих целей и поэтому прекратилось (например, участие избирателей в голосовании на выборах).
4. По юридическому значению условно выделяют материальные и процессуальные конституционно-правовые отношения. Однако следует отметить, что процесс правореализации строится на соединении материальных и процессуальных отношений, поскольку любое материальное полномочие ( право, свободу, обязанность) возможно осуществить только в определенном процессуальном порядке. Поэтому материальные и процессуальные нормы в конституционном праве друг без друга не существуют.
5. Также условно можно выделить учредительные, правореализационные и охранительные конституционные правоотношения, но любое осуществление конституционно-правовых норм есть и их реализация, и обеспечение (охрана) интересов субъектов правоотношений.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Понятие и предмет конституционного права рф.
- 2.Конституционно-правовые нормы и отношения.
- 3.Источники конституционного права рф.
- 4.Федеральный конституционный закон: предметы правового регулирования и условия принятия
- 5.Федеральный закон: предметы правового регулирования и условия принятия.
- 6.Конституционное право рф как наука и учебная дисциплина
- 7.Понятие, сущность и структура конституции как Основного закона государства.
- 8. Этапы развития Конституции рф.
- 9.Основные принципы Конституции рф.
- 10.Юридические свойства Конституции рф.
- 11.Порядок пересмотра конституции рф и принятия конституционных поправок.
- Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:
- 12.Понятие основ конституционного строя рф.
- 13.Россия как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
- 1. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина,
- 14.Содержание социальных основ конституционного строя России.
- 15.Содержание экономических основ конституционного строя рф.
- 16.Демократическое государство как основная форма осуществления суверенитета народа России.
- 17.Конституционное регулирование деятельности общественных объединений.
- 18.Референдум рф как институт непосредственной демократии.
- 19.Порядок проведения референдума в рф
- 20.Местное самоуправление как форма реализации суверенитета народа России.
- 21.Понятие и основные принципы правового положения человека и гражданина в рф.
- 22.Понятие и принципы гражданства России.
- 23.Основания приобретения и прекращения гражданства рф.
- 1)Выход из гражданства
- 2)Отмена решения о приеме в гражданство, о прекращении гражданства
- 3)Выбор другого гражданства
- 24.Приобретение гражданства рф по рождению, гражданство детей.
- 25.Прием в гражданство рф.
- 26.Выход из гражданства рф.
- 27.Полномочия государственных органов в решении вопросов гражданства рф.
- 28.Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в рф.
- 29.Правовое положение беженцев в рф. 30. Правовое положение
- 32.Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина в рф.
- 33.Право на жизнь: содержание и гарантии реализации.
- 34.Право на свободу перемещения и выбор места жительства: содержание и гарантии реализации.
- 35.Право на свободу и личную неприкосновенность: содержание и гарантии реализации.
- 36.Свобода совести и свобода вероисповедания: содержание и гарантии реализации.
- 37.Право на неприкосновенность частной жизни: содержание и гарантии реализации.
- 38.Политические права и свободы человека и гражданина в рф.
- 39.Свобода мысли и слова: содержание и гарантии реализации.
- 40.Право на объединение и свобода собраний: содержание и гарантии реализации.