logo
1-40

2.Конституционно-правовые нормы и отношения.

Нормы имеют учредительный характер содержащихся в них предписаний. Они первично устанавливают обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей права. Определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

Имеют особый характер реализации. Многие нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ).

Характеризуются специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Это - народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

Имеют особенности структуры. Для них не характерна трёхчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция.

Классифицируются:

По содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений в которых выражается основы конституционного строя, другие с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвёртые - с системой органов государства.

По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, разграничения предметов ведения между РФ и её субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню необходимого правового регулирования нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции. Среди других правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные законы. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты.

По территории действия. Различают нормы действующие на всей территории Федерации или в отдельных республиках, областях и других субъектах федерации, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

По характеру содержащегося предписания.

На основании критерия содержащегося предписания различают нормы: управомочивающиеся, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить своё поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определённых действий, в них предусмотренных.

По степени определённости содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные норма.

Императивные - такие, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные - предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учётом указанных в норме условий и обстоятельств.

конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Классификация конституционно-правовых отношений

1. По видам деление конституционно-правовых отношений соответствует предмету конституционного права как отрасли права. Следует выделять четыре группы общественных отношений, составляющих предмет российского конституционного права:

1. связанные с основами конституционного строя Российского государства, сущностью и формами власти народа в нашей стране;

2. связанные с основами правового положения личности в Российской Федерации;

3. по поводу государственного устройства Российской Федерации;

4. связанные с установлением системы, порядка формирования, принципами организации и механизмами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

2. Кроме того, по степени обобщенности конституционно-правового регулирования конституционно-правовые отношения можно разделить на общие и конкретные:

Общие конституционно-правовые отношения — это так называемые правовые состояния, которые существуют объективно, вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов (например, состояние гражданства возникает в подавляющем большинстве случаев с рождением человека и длится всю жизнь).

Конкретные конституционно-правовые отношения возникают только при совершении соответствующих действий потенциально возможными субъектами подобных отношений. Если действие не совершается, то и конкретное конституционно-правовое отношение не возникает (например, если гражданин Российской Федерации желает выйти из гражданства РФ, он должен обратиться с ходатайством на имя Президента РФ).

3. В зависимости от длительности существования во времени конституционно-правовые отношения могут быть поделены на статические и динамические.

Статические отношения — это постоянные отношения, не обусловленные фактором времени существования, которые возникают с введением соответствующих конституционно-правовых норм, созданием государств, объявлением формы их устройства, образованием органов и т.д. (например, федерализм, парламентаризм.

Динамические отношения – это отношения, которые возникают в результате действий участников конституционно-правовых отношений, но по совершении конкретных действий конституционно-правовое отношение достигло своих целей и поэтому прекратилось (например, участие избирателей в голосовании на выборах).

4. По юридическому значению условно выделяют материальные и процессуальные конституционно-правовые отношения. Однако следует отметить, что процесс правореализации строится на соединении материальных и процессуальных отношений, поскольку любое материальное полномочие ( право, свободу, обязанность) возможно осуществить только в определенном процессуальном порядке. Поэтому материальные и процессуальные нормы в конституционном праве друг без друга не существуют.

5. Также условно можно выделить учредительные, правореализационные и охранительные конституционные правоотношения, но любое осуществление конституционно-правовых норм есть и их реализация, и обеспечение (охрана) интересов субъектов правоотношений.