11.Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
Описание: Развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок земская и городская реформы Александра II. Особое место в истории местного самоуправления в России занимает XVI век. В XVI веке происходит замена кормления, т.е. системы местного управления через наместников и волостелей специальными органами самоуправления: губными и земскими учреждениями. Выборные губные учреждения образовывались для преследования разбойников и суда над ними. В 1555 г. указом Ивана IV система кормления упраздняется, и вводятся земские учреждения. Земские учреждения не имели всесословного характера. От участия в земских учреждениях были отстранены служилые люди. Земские органы действовали, как правило, в границах волостей. Земская власть осуществлялась земскими старостами. Полномочия земских властей распространялись на все ветви управления: полицейское, финансовое, экономическое. Осуществляли они и судебную власть. В XVII веке местное управление устанавливается система приказно-воеводского управления на местах. Воевода, назначаемый центральной властью, первоначально осуществлял контроль за губными и земскими органами, не вмешиваясь в сферу их деятельности. Однако в дальнейшем воевода делается начальником по отношению к губным учреждениям, которые были упразднены лишь при Петре I.
12.Основные теории развития местного самоуправления.
Как явление самоуправление существовало всегда, как понятие появилось в Англии в 17 веке. Оттуда и было заимствовано. Теории:
1) общественная теория, сущность МСУ – в предоставлении местному сообществу права самим ведать своими интересами, а государственными органами заведовать только государственными делами. Общественная теория исходит из противопоставления местного общества государству, общественных интересов политическим. "Общественная" теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои собственные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. "Общественная" теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, требуя, чтобы общество и государство ведали только своими собственными интересами". В рамках данной теории сложились два направления:
Теория Свободной (естественной) Общины сложилась в середине 19 века в Бельгии и Франции (Гербер и Арена). Они считали, что право общины на заведование своими делами является таким же естественным правом, как права человека. Община является первичной по отношению к государству, поэтому государство уважать свободу права общинного управления.
Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины.
Согласно положениям теории свободной общины самостоятельность и независимость общины от государства связаны с самой природой общины, которая исторически предшествовала государству. Согласно теории свободной общины государство не создает общину, а лишь признает ее. В теории свободной общины признавалось существование не только трех традиционных ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной, но и четвертой - муниципальной власти. Теория свободной общины получила свое отражение в ряде законодательных актов 30-40-х годов XIX века. Конституция Бельгии 1831 г. даже имела специальную статью об общинном управлении. Именно в этой Конституции наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями закреплялась и "общинная" (муниципальная) власть.
Хозяйственная Теория: Моль, Васильчиков. Делали упор на содержание деятельности; также противопоставление государства и общины, но основной признак МСУ – негосударственная преимущественно хозяйственная природа деятельности органов МСУ.
Хозяйственная теория самоуправления, как и теория свободной общины, во многом основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ. Согласно этой теории самоуправление – это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами. Собственные дела общины – это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства.
Согласно теории общественного самоуправления дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности МСУ. Однако такие взгляды на МСУ существовали недолго, поскольку на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них "в чистом виде" местные хозяйственные дела.
На смену общественной теории пришла государственная теория, разработана в 19 веке немецкими учеными Штейн и Гнейст. Самоуправление рассматривается как одна из форм организации местного государственного управления. Все полномочия в области МСУ даны государством. Сложилось 2 направления:
политическая теория (Гнейст) – самостоятельность органов самоуправления связывается с порядком их формирования. МСУ должно осуществляться почетными людьми на безвозмездной основе;
юридическая теория – Самостоятельность органов МСУ в том, что они являются не непосредственными органами государства, а органами местного сообщества, но на которые государство возлагает осуществление определенных полномочий государственного управления. Местное сообщество обладает статусом юридического лица.
Сущность государственной теории состоит в том, что органы МСУ являются, по существу, органами государственного управления, и их компетенция не является какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством.
В России положения государственной теории были значительно развиты дореволюционными юристами в 70-х годах XIX века.
Согласно мнению сторонников государственной теории того времени, МСУ представляет собой децентрализованное государственное управление. Государственная концепция МСУ базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции МСУ имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством, формулируя вывод о соотношении государства и МСУ.
Теория дуализма (Чичерин): двойственный характер МСУ – общественный и государственный. МСУ отражает комплексное и многообразное явление. Подходы к его исследованию:
МСУ как форма осуществления народовластия (статья 3 Конституции):
субъект МСУ – население, граждане;
МСУ занимает особое в демократическом механизме управления обществом и государством;
МСУ имеет свой объект управления – вопросы местного значения;
самостоятельность МСУ.
Право граждан на заведование собственными делами (статья 130 Конституции), на самостоятельное решение вопросов местного значения и прямое участие. Сущность МСУ – разновидность социального управления. Некоторые ученые рассматривают МСУ как процесс управления местными делами;
МСУ как одна из основ конституционного строя, основанная на принципах разделения властей. Теория социального обслуживания, повышение уровня жизни, благосостояния – задача МСУ. Первая формула МСУ выведена европейской Хартией самоуправления: под МСУ понимается право и способность органов МСУ регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона в соответствии со своей компетенцией и в интересах МСУ.
В основе теории социального обслуживания делается упор на осуществление муниципалитетами одной из основных своих задач: предложение услуг жителям, организация обслуживания населения. Основная цель муниципальной деятельности – благосостояние жителей коммуны.
В МСУ следует выделять три неотъемлемых и взаимосвязанных составляющих:
публичная власть, сформированная населением определенной территории;
элемент государственного устройства, важнейшая составная часть системы реализации государственной политики;
институт гражданского общества.
- 3.Предмет и методы правового регулирования муниципального права рф.
- 4.Муниципальное право как отрасль права России (система, источники). Соотношение норм муниципального права с нормами других отраслей права.
- 5.Муниципальное право России как наука (система, источники).
- 6.Муниципальное право как учебный предмет (система, источники).
- 7)Характеристика англосаксонской модели местного самоуправления.
- 8.Характеристика континентальной модели местного самоуправления.
- 9.Характеристика местного самоуправления Германии.
- 10.Становление и развитие местного самоуправления России (основные этапы).
- 1.8 Местное управление при Александре III и Николае II
- 11.Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
- 13.Развитие местного самоуправления в современный период.
- 14.Приватизация муниципального имущества(основные способы).
- 15. Муниципальная собственность. Понятие и характеристика.
- 16. Понятие и значение местного бюджета.
- 17. Бюджетный процесс (основные стадии).
- 18. Доходная часть местного бюджета от региональных налогов и сборов.
- 19. Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов.
- 20. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
- 21. Исполнение местного бюджета.
- 22. Межмуниципальное сотрудничество.
- 23.Местные налоги и сборы( понятие, порядок установления и предоставления льгот по местным налогам).
- 3) Налог на рекламу;
- 25) Формы прямого волеизъявления граждан. Общая характеристика.
- 26) Местный референдум.
- 27) Выборы депутатов и должностных лиц в органы местного самоуправления (организация и порядок проведения).
- 28) Правовой статус избирательных комиссий в муниципальных выборах.
- 29)Выдвижение и регистрация кандидатов.
- 30) Избирательные фонды, агитация.
- 31)Подведение итогов выборов признание выборов недействительными.
- 32) Сходы граждан.
- 33) Собрания и конференции граждан, их виды.
- 34) Народная правотворческая инициатива (понятие, процедура).
- 37) Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
- Статья 75. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
- Статья 27. Территориальное общественное самоуправление
- 42.Прокурорский надзор за деятельностью омсу.
- 43.Контроль за деятельностью омсу.
- 44.Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
- 2) Ответственность главы мо и главы местной администрации перед государством наступает в случае:
- 3) Одна из форм проявления ответственности перед государством – временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов мсу в случаях:
- 46. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
- 47. Правовые акты органов местного самоуправления. Характеристика и виды.
- 49) Система органов местного самоуправления. Модели организации системы органов.
- 50) Структура органов местного самоуправления (Понятие и правовое регулирование).
- 51) Организация местного самоуправления в муниципальном районе и поселениях. Их взаимоотношения.
- 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
- 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях
- 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)
- 52) Организация местного самоуправления в городах и в городских округах.
- 53) Территориальная основа местного самоуправления. Порядок изменения границ.
- 54) Границы и состав территории муниципального образования. Виды земель, составляющих территорию муниципального образования.
- 55) Особенности организации местного самоуправления на территории зато.
- 56) Особенности организации местного самоуправления на территории наукограда.
- 57) Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях.
- 58) Особенности организации местного самоуправления на территории городов федерального значения.
- 59) Место и роль представительных органов в системе местного самоуправления.
- 60) Порядок формирования представительных органов местного самоуправления.
- 61) Структура представительных органов местного самоуправления.
- 62) Компетенция представительных органов местного самоуправления.
- 64) Формы депутатской деятельности.
- 65) Гарантии деятельности депутата представительного органа местного самоуправления.
- 66) Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъекта рф.
- 67) Понятие и система исполнительных органов местного самоуправления.
- 68) Правовой статус главы муниципального образования.
- 69) Порядок формирования исполнительных органов местного самоуправления.
- 70) Структурные подразделения исполнительных органов.
- 71) Компетенция исполнительных органов местного самоуправления.
- 72) Правовой статус контрольного органа местного самоуправления.
- 73) Понятие, правовая основа и особенности муниципальной службы.
- 74) Принципы прохождения муниципальной службы.
- 75) Муниципальная должность. Категории муниципальных должностей.(фз №25).
- 76) Права и обязанности муниципального служащего.
- 77) Прохождение муниципальной службы. Ограничения, связанные с муниципальной службой.
- 78.Гарантии и льготы муниципальных служащих.
- 79) Ответственность и поощрение муниципальных служащих.
- Глава 7. Поощрение муниципального служащего. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего
- 80) Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями различных форм собственности.
- 82) Порядок принятия актов представительным органом местного самоуправления.
- 83) Методы деятельности органов местного самоуправления.
- 84) Виды правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц.
- 85) Понятие, виды и система гарантий местного самоуправления.
- Гарантии, обеспечивающие организационную" самостоятельность местного самоуправления
- Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
- Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
- 88) Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
- 89) Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления.
- 90.Полномочия органов государственной власти субъектов рф в области местного самоуправления