logo
munitsipalnoe_pravo_ekzamen

50) Структура органов местного самоуправления (Понятие и правовое регулирование).

Понятие "структура органов местного самоуправления" введено в юридическую практику ст. 131 Конституции РФ: "Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно".

В структуру органов местного самоуправления могут входить представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные коллегиальные или единоличные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления, входящие в структуру органов местного самоуправления, могут быть избраны населением, другие - сформированы представительным органом муниципального образования.

Все органы местного самоуправления, входящие в структуру органов местного самоуправления, обладают исключительно им принадлежащими полномочиями по решению вопросов местного значения.

Различаются общая и внутренняя структуры органов местного самоуправления.

К общей структуре органов местного самоуправления относятся органы, указанные в качестве структуры в уставе муниципального образования либо в отдельном акте главы муниципального образования, утверждающем структуру органов местного самоуправления того или иного муниципального образования.

К внутренней структуре органов местного самоуправления относится перечень комитетов, комиссий либо фракций, формируемых в системе органов местного самоуправления или структуре аппарата, отдела, управления и прочих подразделениях местной администрации.

Вопрос установления конкретных структур, осуществляющих местное самоуправление в каждом муниципальном образовании, должен решаться на муниципальном уровне на основе ст. ст. 12, 130 и 132 Конституции РФ.

Определение населением структуры органов местного самоуправления - одно из проявлений учета исторических и иных местных традиций, существующих, в первую очередь, в городских, сельских поселениях, на иных территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

Правовое   регулирование   местного   самоуправления  в России относится к предметам ведения субъектов Федерации. К совместному ведению Федерации  и  субъектов РФ относится лишь установление общих принципов системы  местного   самоуправления  (п. « и » ст. 7 Конституции РФ). В соответствии с этим Федерация вправе издавать законы об общих принципах  местного  самоуправления .  Местное   самоуправление  регулируется законами субъектов РФ  и  уставами самих муниципальных образовании.

 Правовая  основа  местного   самоуправления – это совокупность различных нормативных  правовых  актов  и  отдельных  правовых  норм, регулирующих вопросы  местного  самоуправления .

В состав  правовой  основы  местного   самоуправления  в России входят международно—правовые нормы, содержащиеся в актах международного права.

В состав  правовой  основы  местного   самоуправления  в России входят также положения, содержащиеся в других  правовых  актах: в Конституции РФ (ст. 12, гл. 8  и  др.); основных законах (конституциях, уставах) субъектов РФ; федеральных законах; указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; постановлениях Конституционного Суда РФ.

В состав  правовой  основы  местного   самоуправления  могут входить положения федеральных  правовых  актов  и  актов субъектов РФ, которые в целом относятся к другим областям регулирования , но включают те или иные нормы, затрагивающие вопросы  местного   самоуправления .

Особое место среди источников муниципального права занимают уставы муниципальных образований  и  Европейская хартия  местного   самоуправления  1985 г.

Устав– это учредительный документ муниципального образования, имеющий для данного образования всеобъемлющий характер, являющийся основой муниципального нормотворчества  и характеризующийся особым (усложненным) порядком принятия  и  изменения.

Европейская хартия  местного   самоуправления – международный документ, но она в 1998 г. ратифицирована Россией (утверждена для себя)  и  таким образом стала в России источником внутреннего права.

При  регулировании  полномочий органов муниципальных образований используетсяпринцип субсидиарности, в применении к разграничению предметов ведения государства  и государственных образований, с одной стороны,  и  муниципальных образований – с другой. Он означает, что вопросы, которые можно решать на низшем уровне, не следует передавать на верхний уровень, муниципальным органам передаются задачи, с которыми не могут справиться объединения граждан путем использования самоорганизации, других форм непосредственной демократии. Есть  и  иные толкования принципа субсидиарности. Они имеют свои особенности (например, в конституционном  и  международном праве, когда акцент делается на содействии, поддержке при решении общих задач, если только такому содействию не препятствует Конституция  и  не возражает та ветвь власти, которой содействие оказывается).