50) Структура органов местного самоуправления (Понятие и правовое регулирование).
Понятие "структура органов местного самоуправления" введено в юридическую практику ст. 131 Конституции РФ: "Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно".
В структуру органов местного самоуправления могут входить представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные коллегиальные или единоличные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления, входящие в структуру органов местного самоуправления, могут быть избраны населением, другие - сформированы представительным органом муниципального образования.
Все органы местного самоуправления, входящие в структуру органов местного самоуправления, обладают исключительно им принадлежащими полномочиями по решению вопросов местного значения.
Различаются общая и внутренняя структуры органов местного самоуправления.
К общей структуре органов местного самоуправления относятся органы, указанные в качестве структуры в уставе муниципального образования либо в отдельном акте главы муниципального образования, утверждающем структуру органов местного самоуправления того или иного муниципального образования.
К внутренней структуре органов местного самоуправления относится перечень комитетов, комиссий либо фракций, формируемых в системе органов местного самоуправления или структуре аппарата, отдела, управления и прочих подразделениях местной администрации.
Вопрос установления конкретных структур, осуществляющих местное самоуправление в каждом муниципальном образовании, должен решаться на муниципальном уровне на основе ст. ст. 12, 130 и 132 Конституции РФ.
Определение населением структуры органов местного самоуправления - одно из проявлений учета исторических и иных местных традиций, существующих, в первую очередь, в городских, сельских поселениях, на иных территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.
Правовое регулирование местного самоуправления в России относится к предметам ведения субъектов Федерации. К совместному ведению Федерации и субъектов РФ относится лишь установление общих принципов системы местного самоуправления (п. « и » ст. 7 Конституции РФ). В соответствии с этим Федерация вправе издавать законы об общих принципах местного самоуправления . Местное самоуправление регулируется законами субъектов РФ и уставами самих муниципальных образовании.
Правовая основа местного самоуправления – это совокупность различных нормативных правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления .
В состав правовой основы местного самоуправления в России входят международно—правовые нормы, содержащиеся в актах международного права.
В состав правовой основы местного самоуправления в России входят также положения, содержащиеся в других правовых актах: в Конституции РФ (ст. 12, гл. 8 и др.); основных законах (конституциях, уставах) субъектов РФ; федеральных законах; указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; постановлениях Конституционного Суда РФ.
В состав правовой основы местного самоуправления могут входить положения федеральных правовых актов и актов субъектов РФ, которые в целом относятся к другим областям регулирования , но включают те или иные нормы, затрагивающие вопросы местного самоуправления .
Особое место среди источников муниципального права занимают уставы муниципальных образований и Европейская хартия местного самоуправления 1985 г.
Устав– это учредительный документ муниципального образования, имеющий для данного образования всеобъемлющий характер, являющийся основой муниципального нормотворчества и характеризующийся особым (усложненным) порядком принятия и изменения.
Европейская хартия местного самоуправления – международный документ, но она в 1998 г. ратифицирована Россией (утверждена для себя) и таким образом стала в России источником внутреннего права.
При регулировании полномочий органов муниципальных образований используетсяпринцип субсидиарности, в применении к разграничению предметов ведения государства и государственных образований, с одной стороны, и муниципальных образований – с другой. Он означает, что вопросы, которые можно решать на низшем уровне, не следует передавать на верхний уровень, муниципальным органам передаются задачи, с которыми не могут справиться объединения граждан путем использования самоорганизации, других форм непосредственной демократии. Есть и иные толкования принципа субсидиарности. Они имеют свои особенности (например, в конституционном и международном праве, когда акцент делается на содействии, поддержке при решении общих задач, если только такому содействию не препятствует Конституция и не возражает та ветвь власти, которой содействие оказывается).
- 3.Предмет и методы правового регулирования муниципального права рф.
- 4.Муниципальное право как отрасль права России (система, источники). Соотношение норм муниципального права с нормами других отраслей права.
- 5.Муниципальное право России как наука (система, источники).
- 6.Муниципальное право как учебный предмет (система, источники).
- 7)Характеристика англосаксонской модели местного самоуправления.
- 8.Характеристика континентальной модели местного самоуправления.
- 9.Характеристика местного самоуправления Германии.
- 10.Становление и развитие местного самоуправления России (основные этапы).
- 1.8 Местное управление при Александре III и Николае II
- 11.Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
- 13.Развитие местного самоуправления в современный период.
- 14.Приватизация муниципального имущества(основные способы).
- 15. Муниципальная собственность. Понятие и характеристика.
- 16. Понятие и значение местного бюджета.
- 17. Бюджетный процесс (основные стадии).
- 18. Доходная часть местного бюджета от региональных налогов и сборов.
- 19. Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов.
- 20. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
- 21. Исполнение местного бюджета.
- 22. Межмуниципальное сотрудничество.
- 23.Местные налоги и сборы( понятие, порядок установления и предоставления льгот по местным налогам).
- 3) Налог на рекламу;
- 25) Формы прямого волеизъявления граждан. Общая характеристика.
- 26) Местный референдум.
- 27) Выборы депутатов и должностных лиц в органы местного самоуправления (организация и порядок проведения).
- 28) Правовой статус избирательных комиссий в муниципальных выборах.
- 29)Выдвижение и регистрация кандидатов.
- 30) Избирательные фонды, агитация.
- 31)Подведение итогов выборов признание выборов недействительными.
- 32) Сходы граждан.
- 33) Собрания и конференции граждан, их виды.
- 34) Народная правотворческая инициатива (понятие, процедура).
- 37) Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
- Статья 75. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
- Статья 27. Территориальное общественное самоуправление
- 42.Прокурорский надзор за деятельностью омсу.
- 43.Контроль за деятельностью омсу.
- 44.Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
- 2) Ответственность главы мо и главы местной администрации перед государством наступает в случае:
- 3) Одна из форм проявления ответственности перед государством – временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов мсу в случаях:
- 46. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
- 47. Правовые акты органов местного самоуправления. Характеристика и виды.
- 49) Система органов местного самоуправления. Модели организации системы органов.
- 50) Структура органов местного самоуправления (Понятие и правовое регулирование).
- 51) Организация местного самоуправления в муниципальном районе и поселениях. Их взаимоотношения.
- 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
- 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях
- 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)
- 52) Организация местного самоуправления в городах и в городских округах.
- 53) Территориальная основа местного самоуправления. Порядок изменения границ.
- 54) Границы и состав территории муниципального образования. Виды земель, составляющих территорию муниципального образования.
- 55) Особенности организации местного самоуправления на территории зато.
- 56) Особенности организации местного самоуправления на территории наукограда.
- 57) Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях.
- 58) Особенности организации местного самоуправления на территории городов федерального значения.
- 59) Место и роль представительных органов в системе местного самоуправления.
- 60) Порядок формирования представительных органов местного самоуправления.
- 61) Структура представительных органов местного самоуправления.
- 62) Компетенция представительных органов местного самоуправления.
- 64) Формы депутатской деятельности.
- 65) Гарантии деятельности депутата представительного органа местного самоуправления.
- 66) Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъекта рф.
- 67) Понятие и система исполнительных органов местного самоуправления.
- 68) Правовой статус главы муниципального образования.
- 69) Порядок формирования исполнительных органов местного самоуправления.
- 70) Структурные подразделения исполнительных органов.
- 71) Компетенция исполнительных органов местного самоуправления.
- 72) Правовой статус контрольного органа местного самоуправления.
- 73) Понятие, правовая основа и особенности муниципальной службы.
- 74) Принципы прохождения муниципальной службы.
- 75) Муниципальная должность. Категории муниципальных должностей.(фз №25).
- 76) Права и обязанности муниципального служащего.
- 77) Прохождение муниципальной службы. Ограничения, связанные с муниципальной службой.
- 78.Гарантии и льготы муниципальных служащих.
- 79) Ответственность и поощрение муниципальных служащих.
- Глава 7. Поощрение муниципального служащего. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего
- 80) Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями различных форм собственности.
- 82) Порядок принятия актов представительным органом местного самоуправления.
- 83) Методы деятельности органов местного самоуправления.
- 84) Виды правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц.
- 85) Понятие, виды и система гарантий местного самоуправления.
- Гарантии, обеспечивающие организационную" самостоятельность местного самоуправления
- Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
- Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
- 88) Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
- 89) Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления.
- 90.Полномочия органов государственной власти субъектов рф в области местного самоуправления