logo
munitsipalnoe_pravo_ekzamen

3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)

     Район (уезд) — административно-территориальная единица, которая объединяет в своих границах несколько сельских округов (волостей, сельсоветов), а также городские поселения.

    Вариант организации власти в районе зависит от субъекта Федерации, которые самостоя­тельно решают вопросы своего административно-территориально­го устройства, организации государственной власти на своей тер­ритории, а также от населения городских и сельских поселений, находящихся в административных границах района, имеющих возможность как создавать собственные муниципальные образова­ния в своих поселениях, так и объединяться в целях создания районного муниципального образования.

     Организация местного самоуправления в районе (уезде) возможна в различ­ных вариантах.

    1. В границах территории района может быть создано единое районноемуниципальное образование. Особенностью этого вари­анта организации местного самоуправления в районе является то, что в границах территории районного муниципального образова­ния отсутствуют какие-либо иные муниципальные образования (городские, сельские и т.д.). В городских и сельских поселениях, расположенных на территории района, не образуются самостоя­тельные органы местного самоуправления, обладающие правом формировать и утверждать собственный бюджет, вводить местные налоги и сборы и т.д. В этом случае имеются: а) единые районные органы местного самоуправления, которые могут иметь структур­ные подразделения в городских и сельских поселениях, располо­женных на территории района; б) единая районная муниципаль­ная собственность; в) единый районный бюджет.

    Структурным подразделениям районной администрации, кото­рые создаются в городских и сельских поселениях (сельских окру­гах, сельсоветах, волостях), могут передаваться в управление объ­екты районной муниципальной собственности, им могут выде­ляться также из районного бюджета финансовые средства (смета расходов).

    Данная организация местного самоуправления возможна при условии, что население городских и сельских поселений или орга­ны, обладающие правом от имени населения принимать решения, высказались за образование единого районного муниципального образования.

    Создание единых районных муниципальных образований обусловлено слабостью финансово-экономической базы небольших поселений.

    2. На территории районного муниципального образования имеются другие муниципальные образования (городские, посел­ковые, сельские). Основной проблемой организации местного самоуправления в районе в этом случае является решение вопро­сов о взаимодействии районных органов самоуправления с город­скими и сельскими поселениями, имеющими статус муниципаль­ных образований, о разграничении источников доходов, объектов собственности между ними. Не допускается подчиненность одного муниципального образования другому. Разграничения полномочий по вопросам со­вместного ведения устанавливаются договором между муници­пальными образованиями.

    3. В ряде субъектов Федерации район признается уровнем госу­дарственного управления.

     Субъекты Федерации вправе создавать территориальные (мест­ные) органы государственной власти общей компетенции: органы представительной и исполнительной государственной власти тер­риториальных единиц, которые непосредственно входят в состав субъекта Федерации. Если в административно-территориальных единицах сфор­мированы органы местного самоуправления, то их полномочия не могут быть прекращены (в связи с созданием соответствующих местных органов государственной власти) без учета мнения насе­ления на основании и в формах, предусмотренных законами субъ­екта Федерации. Население вправе потребовать проведения в этом случае референдума. Если же такое требование не заявляется, то для досрочного прекращения полномочий муниципальных орга­нов достаточно решения соответствующих представительных ор­ганов местного самоуправления.

    При этом надо иметь в виду, что субъекты Российской Федера­ции, решая вопрос об уровнях публичной власти на своей террито­рии, в большинстве своем не предусматривают создания местных органов государственной власти общей компетенции, образующих самостоятельный уровень публичной власти в субъекте Феде­рации.

    Во всех случаях организации местного самоуправления в райо­не (уезде) на его территории могут действовать органы территори­ального общественного самоуправления. Они создаются в город­ских, сельских поселениях (когда данные поселения не имеют ста­туса муниципального образования) или на части территории го­родских, сельских поселений (когда данные поселения имеют ста­тус муниципального образования).