logo
munitsipalnoe_pravo_ekzamen

2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях

    К сельским поселениям относятся: села, станицы, деревни, ху­тора, кишлаки, аулы и др.

    В ведении муни­ципального образования находятся поселения, которые связа­ны с ним в административном, производственном или территориальном отношениях: поселения, имеющие временное значе­ние и непостоянный состав населения и являющиеся объектами служебного назначения в соответствующей отрасли экономики (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и т.п.), а также одиночные дома.

    Организация местного самоуправления в сельских поселениях имеет особенности, которые связаны с их финансово-экономической базой, социально-экономическим развитием, числен­ностью населения и другими факторами.

    Если сельское поселение не имеет статуса муници­пального образования, оно неможет формировать свой местный бюджет, обладать муниципальной собственностью, избирать свои органы местного самоуправления.

    В зависимости от численности жителей сельские поселения подразделяет на:

   » крупные сельские поселения (свыше 5 тыс. чел.);

   » большие сельские поселения (от 1 до 5 тыс. чел.);

   » средние сельские поселения (от 200 чел. до 1 тыс. чел.);

   » малые сельские поселения (менее 200 чел.).

    Население сельского поселения имеет право на организацию местного самоуправ­ления независимо от численности: а) со ста­тусом самостоятельного муниципального образования; б) в составе сельского округа (сельсовета, волости), объединяющего несколько мелких населенных пунктов и являющегося самостоятельным му­ниципальным образованием или в составе единого районного му­ниципального образования.

    1. Как правило, статус муниципального образо­вания имеет сельское поселение, являющееся крупным (большим) населенным пунктом с финансово-экономической базой, необхо­димой для самостоятельного решения вопросов местного значе­ния. Такое муниципальное образование (село, станица и т.д.) имеет свой бюджет, муниципальную собственность и выборные органы местного самоуправления.

    Осуществле­ние полномочий представительного органа местного самоуправ­ления (если он не создается) в сельском муниципальном образовании возможно собраниями (сходами) граждан. При этом собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образова­ния, обладающих избирательным правом.

    2. Сельское поселение, являющееся муниципальным образовани­ем, может находиться в границах территории другого муници­пального образования (сельского округа, района и др.).

    3. Сельское поселение может не являться муниципальным обра­зованием. Его население в этом случае реализует свое право на самоуправление в составе муниципального образования, объеди­няющего несколько поселений. Таким муниципальным образова­нием может быть, например, сельский округ (волость, сельсовет), т.е. муниципальное образование, охватывающее несколько сель­ских населенных пунктов с прилегающими к ним землями, либо районное муниципальное образование, имеющее в своем составе несколько сельских поселений (сельских округов, волостей, сель­советов), а также городские поселения.

    Все перечисленные выше варианты организации местного самоуправления в сельских поселениях допускают создание на их территории органов территориального общественного самоуправ­ления.

    Если сельское поселение является муниципальным образова­нием, то органы территориального общественного самоуправле­ния могут создаваться только на части его территории (например, улице). Если же сельское поселение не имеет статуса муниципаль­ного образования, находясь в составе районного или иного муни­ципального образования, то органы территориального обществен­ного самоуправления данного сельского поселения (например, формой организации территориального общественного самоуправ­ления могут быть сельский сход (собрание), староста).

    Муниципальное образование, в состав которого входит сельское поселение, выделяет из своего бюджета сельскому поселению фи­нансовые средства (смета расходов). Оно может передать сельско­му поселению в управление объекты муниципальной собственнос­ти и создавать в сельском поселении структурные подразделения своей администрации.