Порядок формирования, состав и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации в значительной степени самостоятелен в решении вопросов организации конституционных (уставных) судов. Выбор того или иного варианта находится на его усмотрении, но в границах представлений о демократическом правовом государстве, с учетом отношений (если следовать принципу единства государственной власти), которые сложились на федеральном уровне в связи с Конституционным Судом РФ.
Отдельные, незначительные, элементы организации конституционных (уставных) судов отражаются в конституциях (уставах) субъектов Федерации. Это касается главным образом того, как судьи назначаются на свою должность. Иногда фиксируется численный состав суда (в республиканских конституциях). Однако полнее всего данные вопросы раскрываются в законах субъектов Федерации о конституционных (уставных) судах. Их анализ позволяет увидеть следующее:
1. Численный состав названных судов находится в пределах от трех (Адыгея) до девяти (Ханты-Мансийский автономный округ) судей. Однако чаще образуются конституционные (уставные) суды в составе пяти судей. Правомочность суда определяется наличием квалифицированного большинства судей.
2. Судьи назначаются на должность по-разному. Один из вариантов - высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит кандидатуры (предложения могут поступать от уполномоченных органов и сообществ) на рассмотрение законодательного органа, который путем тайного голосования принимает соответствующее решение.
Выработаны и иные подходы. В Татарстане кандидатов в судьи Конституционного Суда представляют Государственному совету Президент и Председатель Госсовета Республики в равной численности, по три человека. Подобным образом происходит назначение в Курганской области: правом вносить на рассмотрение областной Думы по две кандидатуры (квота) наделены Губернатор области и комитеты облдумы. В Калининградской области губернатор и одна треть депутатов областной Думы вправе представлять кандидатуры (без гарантированного представительства) для назначения областной Думой. В Адыгее обеспечивается представительство по одной кандидатуре от законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В Иркутской области предложения о кандидатах на должность судей Уставного суда (допускается и самодвижение) прорабатываются специально созданной Губернатором конкурсной комиссией. В Санкт-Петербурге, где действует особое положение о назначении на должность судей Уставного суда, Губернатор вправе при начальном формировании предлагать не более шести кандидатов и в последующем - не более одного; группы депутатов Законодательного собрания в составе не менее семи человек вправе выдвигать не более одного кандидата, Совет судей Санкт-Петербурга - не более шести кандидатов при первичном формировании Суда и не более одного - в последующем. Назначенным на должность (всего на семь мест) считается кандидат, получивший при тайном голосовании наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам, но не менее половины голосов от числа избранных депутатов Законодательного собрания.
3. Организационные и представительские функции в Конституционных (уставных) Судах выполняют должностные лица - председатель, заместитель председателя и секретарь. Это распространенный состав руководителей данных судов. Указанные должностные лица избираются разными способами: судьями из своего состава применительно ко всем должностным лицам, судьями из своего состава, но в присутствии Губернатора и Председателя Законодательного собрания, которые вправе вносить свои предложения по кандидатурам; парламентом: а) по представлению Президента (Главы) республики; б) по предложению судей Суда.
При определении сроков полномочий руководителей судов сложилось три подхода:
1) устанавливаются специально фиксированные сроки полномочий председателя и других должностных лиц, как правило, три - четыре года.
При этом не исключается повторное их избрание на данные должности;
2) сроки полномочий названных должностных лиц уравниваются со сроками полномочий судей;
3) сроки полномочий не закрепляются, но по умолчанию они, надо полагать, уравниваются со сроками полномочий судей.
В большинстве республик полномочия судьи прекращаются по решению Конституционного суда, которое направляется президенту и парламенту, а в Адыгее также и судейскому корпусу, и является официальным уведомлением об открытии вакансии. В случаях нарушения порядка избрания судьи или совершения им проступка, порочащего его честь и достоинство, прекращение полномочий производит парламент по представлению Конституционного суда.
В конституциях и главным образом в законах республик устанавливаются определенные требования к кандидатам в судьи конституционных судов, касающиеся их гражданства, возраста, правоспособности, образования, профессиональной квалификации и опыта, моральных качеств. Судьей может быть избран или назначен, как правило, гражданин соответствующей республики, достигший 35 лет и не старше 60 лет. Почти во всех республиках от кандидата в судьи требуется высокий уровень профессиональных знаний, а также моральные качества, необходимые для исполнения судейских обязанностей. Непременным условием является наличие высшего юридического образования. 10-летний стаж работы по юридической специальности.
В республиках, учредивших конституционные суды, законодательством устанавливается, что должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием или сохранением какой-либо оплачиваемой должности, предпринимательской деятельностью, принадлежностью к политическим партиям и движениям. Законодательством республик Северного Кавказа уделяется значительное внимание гарантиям независимости судей конституционных судов. Им гарантируется несменяемость в течение срока полномочий, за исключением определенных в законах оснований. Последними, помимо смерти, отставки, достижения предельного возраста, судебного признания недееспособным, временного отсутствия или объявления умершим, являются:
1) нарушение порядка избрания судей Конституционного суда;
2) утрата гражданства республики;
3) вступивший в силу обвинительный приговор суда;
4) совершение проступка, порочащего честь и достоинство судьи;
5) занятие или совершение действий, несовместимых с его должностью;
6) отсутствие судьи на заседаниях суда или уклонение от участия в голосовании свыше двух раз подряд без уважительных причин;
7) неспособность исполнять свои обязанности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени.
- «Правоохранительные органы»
- Понятие, содержание и основные направления правоохранительной деятельности в Российской Федерации.
- Общая характеристика российских правоохранительных органов.
- Общая характеристика российского законодательства правоохранительных органах.
- Общая характеристика судебной системы Российской Федерации.
- Суд как орган правосудия: понятие, виды, общий порядок формирования.
- Аппарат суда: состав, полномочия.
- Понятие и роль судебной власти в правовом государстве.
- Принципы осуществления правосудия в Российской Федерации.
- Порядок формирования, состав и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
- Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
- Система и компетенция судов общей юрисдикции.
- Военные суды: место в судебной системе Российской Федерации и полномочия.
- Состав и полномочия Верховного Суда Российской Федерации.
- Состав и полномочия городского (районного) суда.
- Место мирового судьи в судебной системе России.
- Система арбитражных судов Российской Федерации, их компетенция.
- Третейские суды в Российской Федерации: понятие, виды, задачи, компетенция и порядок формирования.
- Органы судейского сообщества в Российской Федерации: понятие, виды, задачи и порядок формирования.
- Общие положения статуса судьи в Российской Федерации
- Основы правового статуса, присяжных и арбитражных заседателей.
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: порядок наделения полномочиями, основные задачи и функции.
- Система органов прокуратуры в России, основные задачи и принципы их организации и деятельности.
- Направления деятельности прокуратуры Российской Федерации.
- Общая характеристика прокурорского надзора в Российской Федерации.
- Специализированные прокуратуры в Российской Федерации: виды, состав, компетенция.
- Генеральная прокуратура Российской Федерации: состав и компетенция.
- Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры.
- Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России): система органов, основные задачи и полномочия.
- Федеральная служба судебных приставов, система и полномочия.
- Федеральная служба исполнения наказания; задачи и полномочия органов, исполняющих наказания.
- Понятия и задачи предварительного расследования.
- Органы дознания; функции и полномочия дознания.
- Органы предварительного следствия; задачи и полномочия дознавателя.
- Министерство внутренних дел Российской Федерации (мвд России): структура, основные задачи и функции органов внутренних дел.
- Полиция рф. Структура и задачи.
- Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности в овд.
- Органы Федеральной Службы безопасности рф. Основные функции и задачи.
- Органы внешней разведки рф. Основные функции и задачи.
- Федеральные органы государственной охраны рф. Структура и полномочия.
- Таможенные органы рф. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями.
- Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков. Правовые основы борьбы с наркоманией.
- Понятие адвокатуры, адвокатская деятельность.
- Правовой статус адвоката.
- Виды юридической помощи населению, оказываемой адвокатами.
- Понятие и основные задачи нотариата.
- Правовой статус нотариуса.
- Место и роль Общественной палаты в рф в системе правоохранительных органов.
- Понятие и характеристика частной детективной деятельности.
- Организация частной охранной деятельности.
- Нормативная правовая база, регулирующая деятельность адвоката.
- Нормативная правовая база, регулирующая деятельность нотариуса.
- Система органов внутренних дел Российской Федерации
- Основы правового статуса работника органа внутренних дел. Федеральный закон о Полиции 2011г.
- Общая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- Оглавление