Генеральная прокуратура Российской Федерации: состав и компетенция.
Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации. В этих целях действует возглавляемая им Генеральная прокуратура РФ. Генеральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.
В Генеральной прокуратуре РФ образуется Коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором.
Структуру Генеральной прокуратуры составляют главные управления, управления и отделы, возглавляемые начальниками -- старшими помощниками Генерального прокурора РФ. В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, а также старшие следователи по особо важным делам - Генеральный прокурор РФ имеет также советников и помощников по особым поручениям.
Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры, определяет полномочия структурных подразделений. Каждое из этих подразделений действует в соответствии с положением о нем, утвержденным Генеральным прокурором РФ.
Структура Генеральной прокуратуры, иных прокуратур динамична. Она изменяется в соответствии с изменениями задач, функций прокуратуры, приоритетов в ее деятельности.
В результате ряда преобразований структуры Генеральной прокуратуры РФ в ней создано Управление по надзору за соблюдением федерального законодательства, в которое входят:
отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан;
отдел по надзору за исполнением законов в экологической сфере, на транспорте и в оборонном комплексе;
отдел по надзору за исполнением таможенного законодательства;
отдел по надзору за исполнением налогового законодательства и законодательства в сфере предпринимательства.
В структуре Генеральной прокуратуры РФ на основании приказа Генерального прокурора РФ от 23.10.1998 № 207 «Об образовании информационно-аналитического центра Генеральной прокуратуры Российской Федерации» сформирован информационно-аналитический центр. Информационно-аналитический центр создан на правах управления в целях обеспечения Генерального прокурора РФ необходимой аналитической информацией для принятия оптимальных решений и мер по предупреждению и борьбе с преступностью.
Задачи и функции органов прокуратуры:
Соблюдение всех названных выше принципов призвано обеспечить оптимальное выполнение задач, стоящих перед прокуратурой. Это обеспечение:
– верховенства закона;
– единства и укрепления законности;
– защиты прав и свобод человека и гражданина;
– охраны законных интересов общества и государства. Достижение названных целей осуществляется путем выполнения специфических функций.
Основная функция прокуратуры – надзор за исполнением действующих законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям:
1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права);
3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т. п.);
5) надзор за исполнением законов судебными приставами. Кроме надзорных прокуратура выполняет следующие функции:
– уголовного преследования и надзора за исполнением законом органами предварительного следствия и дознания в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
– участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, в качестве обвинителя и, в необходимых случаях, направляют в вышестоящие суды представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
– рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством;
– координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ;
– участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов;
– издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.
- «Правоохранительные органы»
- Понятие, содержание и основные направления правоохранительной деятельности в Российской Федерации.
- Общая характеристика российских правоохранительных органов.
- Общая характеристика российского законодательства правоохранительных органах.
- Общая характеристика судебной системы Российской Федерации.
- Суд как орган правосудия: понятие, виды, общий порядок формирования.
- Аппарат суда: состав, полномочия.
- Понятие и роль судебной власти в правовом государстве.
- Принципы осуществления правосудия в Российской Федерации.
- Порядок формирования, состав и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
- Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
- Система и компетенция судов общей юрисдикции.
- Военные суды: место в судебной системе Российской Федерации и полномочия.
- Состав и полномочия Верховного Суда Российской Федерации.
- Состав и полномочия городского (районного) суда.
- Место мирового судьи в судебной системе России.
- Система арбитражных судов Российской Федерации, их компетенция.
- Третейские суды в Российской Федерации: понятие, виды, задачи, компетенция и порядок формирования.
- Органы судейского сообщества в Российской Федерации: понятие, виды, задачи и порядок формирования.
- Общие положения статуса судьи в Российской Федерации
- Основы правового статуса, присяжных и арбитражных заседателей.
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: порядок наделения полномочиями, основные задачи и функции.
- Система органов прокуратуры в России, основные задачи и принципы их организации и деятельности.
- Направления деятельности прокуратуры Российской Федерации.
- Общая характеристика прокурорского надзора в Российской Федерации.
- Специализированные прокуратуры в Российской Федерации: виды, состав, компетенция.
- Генеральная прокуратура Российской Федерации: состав и компетенция.
- Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры.
- Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России): система органов, основные задачи и полномочия.
- Федеральная служба судебных приставов, система и полномочия.
- Федеральная служба исполнения наказания; задачи и полномочия органов, исполняющих наказания.
- Понятия и задачи предварительного расследования.
- Органы дознания; функции и полномочия дознания.
- Органы предварительного следствия; задачи и полномочия дознавателя.
- Министерство внутренних дел Российской Федерации (мвд России): структура, основные задачи и функции органов внутренних дел.
- Полиция рф. Структура и задачи.
- Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности в овд.
- Органы Федеральной Службы безопасности рф. Основные функции и задачи.
- Органы внешней разведки рф. Основные функции и задачи.
- Федеральные органы государственной охраны рф. Структура и полномочия.
- Таможенные органы рф. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями.
- Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков. Правовые основы борьбы с наркоманией.
- Понятие адвокатуры, адвокатская деятельность.
- Правовой статус адвоката.
- Виды юридической помощи населению, оказываемой адвокатами.
- Понятие и основные задачи нотариата.
- Правовой статус нотариуса.
- Место и роль Общественной палаты в рф в системе правоохранительных органов.
- Понятие и характеристика частной детективной деятельности.
- Организация частной охранной деятельности.
- Нормативная правовая база, регулирующая деятельность адвоката.
- Нормативная правовая база, регулирующая деятельность нотариуса.
- Система органов внутренних дел Российской Федерации
- Основы правового статуса работника органа внутренних дел. Федеральный закон о Полиции 2011г.
- Общая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- Оглавление