Принципы осуществления правосудия в Российской Федерации.
Статья 4 Закона о судоустройстве называет правосудием два вида деятельности: 1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел; 2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных».
Вместе с тем понятие правосудия не исчерпывается деятельностью по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. С момента принятия указанного выше Закона судебная система серьезно изменилась. Наряду с судами общей юрисдикции были созданы арбитражные и конституционные (уставные) суды, деятельность которых также связана с осуществлением правосудия. Статья 4 Закона об арбитражных судах, в частности, говорит о том, что арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции соответствующими законами.
Рассмотрение судами дел об административных правонарушениях также можно отнести к правосудию. Для этого есть не только теоретические и эмпирические, но и нормативные основания. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 1) говорит о том, что рассмотрение мировыми судьями административных дел является правосудием.
Остается открытым вопрос о том, является ли правосудием деятельность конституционных судов. Исходя из того что правосудием следует называть лишь деятельность, которая так поименована законом, можно сделать вывод, что деятельность Конституционного Суда РФ понятием правосудия не охватывается.
Итак, прежде чем сформулировать определение правосудия, следует выделить его признаки.
Первый признак правосудия вытекает из Конституции (ст. 118): правосудие осуществляется только судом. Иными словами, это особый вид государственной деятельности, которая составляет компетенцию специального правоохранительного органа – суда.
Второй признак – реализация правосудия в строго определенной процессуальной форме, установленной законом (УПК, АПК, ГПК).
Теперь можно сформулировать определение правосудия.
Правосудие – это деятельность специальных государственных органов – судов – по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении требований закона.
Вместе с тем термин «правосудие» содержит не только формальные характеристики. Понятие правосудия у граждан ассоциируется с такими категориями, как справедливость, объективность, обоснованность. Поэтому приведенное определение правосудия можно уточнить следующим образом: правосудие – это деятельность судов по обоснованному и справедливому рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении Конституции и законов РФ.
Для того чтобы глубже понять смысл правосудия, необходимо обратить внимание на принципы правосудия.
Правосудие осуществляется, сообразуясь с определенными принципами. Иногда их называют конституционными принципами правосудия, иногда – правовыми.
Принципы правосудия – это мировоззренческие идеи высокой степени общности, определяющие должное и сущее в построении и деятельности органов правосудия.
Принципы правосудия обладают рядом признаков.
1. Принципы – это мировоззренческие идеи. Идеи, с одной стороны, носят объективный характер, диктуются объективными законами развития природы и общества; с другой – на их понимание, формулирование и законодательную интерпретацию огромное внимание оказывает общество. В этой связи можно говорить о национальном характере правосудия. Идея претерпевает внешние изменения (свое проявление в материальном мире) в большей степени под влиянием мировоззрения.
2. Принципы – это идеи относительно должного и сущего. В основе принципа правосудия должен лежать идеальный вариант структуры или действия, составляющего правосудие, иными словами, – схема того, как оно должно быть устроено. Этой схемой должны руководствоваться и законодатель при написании закона, и практик (судья). Одновременно принцип должен нести в себе информацию о существе правосудия. Таким образом, должное и сущее в принципе тесно переплетаются.
3. Принципы характеризуют организацию и деятельность судов. В принцип заложена схема как идеального, так и реального (живого) процесса реализации судебной власти.
4. Принципы правосудия должны проявляться и закрепляться в праве. Только через закон принцип может материализоваться в форме конкретной деятельности по осуществлению правосудия. Таким образом, закрепление принципа в законе обязательно. Однако форма этого закрепления (проявления) может быть различна. Известны следующие формы проявления принципов в праве:
– закон может только называть принцип. В качестве примера можно привести принцип законности. Название этого принципа весьма популярно в законодательных актах, содержание же не раскрывается;
– закон может раскрывать содержание принципа, но умалчивать его название. В качестве примера можно назвать закрепленный Конституцией принцип презумпции невиновности (ст. 49);
– в нормах права может жить дух принципа (принципов). На сегодняшний день российские законы пронизаны духом принципа защиты законных интересов личности.
Принципы правосудия находят закрепление в различных законодательных актах: Конституции, Законе о судебной системе, процессуальных кодексах. Подчеркнем, что в подзаконных нормативных актах принципы не закрепляются, поскольку указанные акты не обладают для этого должной юридической силой.
- «Правоохранительные органы»
- Понятие, содержание и основные направления правоохранительной деятельности в Российской Федерации.
- Общая характеристика российских правоохранительных органов.
- Общая характеристика российского законодательства правоохранительных органах.
- Общая характеристика судебной системы Российской Федерации.
- Суд как орган правосудия: понятие, виды, общий порядок формирования.
- Аппарат суда: состав, полномочия.
- Понятие и роль судебной власти в правовом государстве.
- Принципы осуществления правосудия в Российской Федерации.
- Порядок формирования, состав и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
- Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
- Система и компетенция судов общей юрисдикции.
- Военные суды: место в судебной системе Российской Федерации и полномочия.
- Состав и полномочия Верховного Суда Российской Федерации.
- Состав и полномочия городского (районного) суда.
- Место мирового судьи в судебной системе России.
- Система арбитражных судов Российской Федерации, их компетенция.
- Третейские суды в Российской Федерации: понятие, виды, задачи, компетенция и порядок формирования.
- Органы судейского сообщества в Российской Федерации: понятие, виды, задачи и порядок формирования.
- Общие положения статуса судьи в Российской Федерации
- Основы правового статуса, присяжных и арбитражных заседателей.
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: порядок наделения полномочиями, основные задачи и функции.
- Система органов прокуратуры в России, основные задачи и принципы их организации и деятельности.
- Направления деятельности прокуратуры Российской Федерации.
- Общая характеристика прокурорского надзора в Российской Федерации.
- Специализированные прокуратуры в Российской Федерации: виды, состав, компетенция.
- Генеральная прокуратура Российской Федерации: состав и компетенция.
- Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры.
- Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России): система органов, основные задачи и полномочия.
- Федеральная служба судебных приставов, система и полномочия.
- Федеральная служба исполнения наказания; задачи и полномочия органов, исполняющих наказания.
- Понятия и задачи предварительного расследования.
- Органы дознания; функции и полномочия дознания.
- Органы предварительного следствия; задачи и полномочия дознавателя.
- Министерство внутренних дел Российской Федерации (мвд России): структура, основные задачи и функции органов внутренних дел.
- Полиция рф. Структура и задачи.
- Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности в овд.
- Органы Федеральной Службы безопасности рф. Основные функции и задачи.
- Органы внешней разведки рф. Основные функции и задачи.
- Федеральные органы государственной охраны рф. Структура и полномочия.
- Таможенные органы рф. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями.
- Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков. Правовые основы борьбы с наркоманией.
- Понятие адвокатуры, адвокатская деятельность.
- Правовой статус адвоката.
- Виды юридической помощи населению, оказываемой адвокатами.
- Понятие и основные задачи нотариата.
- Правовой статус нотариуса.
- Место и роль Общественной палаты в рф в системе правоохранительных органов.
- Понятие и характеристика частной детективной деятельности.
- Организация частной охранной деятельности.
- Нормативная правовая база, регулирующая деятельность адвоката.
- Нормативная правовая база, регулирующая деятельность нотариуса.
- Система органов внутренних дел Российской Федерации
- Основы правового статуса работника органа внутренних дел. Федеральный закон о Полиции 2011г.
- Общая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- Оглавление