logo
pravoohranitelnie_org_bonus

Основы правового статуса, присяжных и арбитражных засе­дателей.

При характеристике статуса (правового положения) народных и присяжных заседателей следует учитывать установленное законом важное принципиальное правило о единстве статуса для всех народных и присяжных заседателей в РФ независимо от того, в каком суде они работают (ст. 2 ЗоСС).

Единство статуса народных и присяжных заседателей РФ обеспечивается:

а) едиными в целом требованиями к кандидатам на должность народных и присяжных заседателей;

б) порядком наделения их полномочиями;

в) совокупностью прав и обязанностей народных и присяжных заседателей;

г) независимостью, самостоятельностью народных и присяжных заседателей и недопустимостью вмешательства в их деятельность;

д) несменяемостью;

е) неприкосновенностью;

ж)мерами правовой и социальной защиты;

з) средствами материального обеспечения;

Однако единство правового статуса народных и присяжных заседателей предполагает наделение их различным объемом полномочий и компетенцией в зависимости от вида судебного звена и конкретного суда в судебной системе, т.е. наличием некоторых различий в правовом положении (статусе) судей различных видов судов (например, судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, судей воен-ного суда и общегражданских судов, судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции).

Законом оговорено, что особенности правового положения народных и присяжных заседателей определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также и законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются только федеральным конституционным законом (ст. 2 ЗоСС, ст. 12 ФКЗоСС).

Все судьи судов судебной системы РФ образуют судейский корпус. Их правовое положение (статус) определяется: во-первых, процедурой формирования судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, правила отбора кандидатов на должности судей и наделения их полномочиями); во-вторых, гарантиями независимости судей при осуществлении своих полномочий (правили приостановления и прекращения полномочий, отставки судьи с предоставлением социально-материальных льгот); в-третьих, правилами, обеспечивающими возможность активного участия судей в органах судейского сообщества.