Глава I. Общие положения
Статья 1. Федеральная служба безопасности и ее назначение
Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.
Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.
Статья 2. Органы федеральной службы безопасности
К органам федеральной службы безопасности относятся:
федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);
другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);
авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.
Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.
Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.
Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.
В органах федеральной службы безопасности запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.
Статья 3. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности
Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности создает свои территориальные органы, организует деятельность указанных органов, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности.
При федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности действует Академия криптографии Российской Федерации. Устав Академии криптографии Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
Статья 4. Правовая основа деятельности федеральной службы безопасности
Правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 5. Принципы деятельности федеральной службы безопасности
Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов:
законность;
уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
гуманизм;
единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;
конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.
Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности федеральной службы безопасности
Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении федеральной службой безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Лицо, полагающее, что органами федеральной службы безопасности либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган федеральной службы безопасности, прокуратуру или суд.
Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации получать разъяснения и информацию от органов федеральной службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод.
Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от органов федеральной службы безопасности возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного действиями должностных лиц органов федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей.
Полученные в процессе деятельности органов федеральной службы безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные причинить вред его законным интересам, не могут сообщаться органами федеральной службы безопасности кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В случае нарушения сотрудниками органов федеральной службы безопасности прав и свобод человека и гражданина руководитель соответствующего органа федеральной службы безопасности, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Должностные лица органов федеральной службы безопасности, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Защита сведений о федеральной службе безопасности
Сведения о военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работниках органов федеральной службы безопасности, лицах, уволенных из органов федеральной службы безопасности, гражданах, поступающих на военную службу по контракту, на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, могут передаваться органами федеральной службы безопасности другим государственным органам, иным организациям и гражданам только в случаях, предусмотренных федеральными законами. В остальных случаях указанные сведения могут передаваться на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности или уполномоченного им должностного лица.
Физические лица допускаются к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Физическим лицам может быть отказано в доступе к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, либо по соображениям собственной безопасности органов федеральной службы безопасности.
Физические лица допускаются к участию в контрразведывательной деятельности, борьбе с терроризмом и преступностью, разведывательной деятельности, пограничной деятельности и деятельности по обеспечению информационной безопасности, осуществляемой органами федеральной службы безопасности (далее - оперативно-служебная деятельность), и (или) к материалам, полученным в результате осуществления такой деятельности, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Документы и материалы, содержащие сведения о военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работниках органов федеральной службы безопасности, лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления органами федеральной службы безопасности оперативно-служебной деятельности, подлежат хранению в органах федеральной службы безопасности.
Материалы архивов федеральной службы безопасности, представляющие историческую, научную ценность и рассекречиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются на хранение в архивы федерального органа исполнительной власти в области архивного дела в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 7.1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности федеральной службы безопасности
Земельные участки и имущество органов федеральной службы безопасности (в том числе здания, сооружения, оборудование), созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет средств федерального бюджета и иных средств, являются федеральной собственностью.
Обеспечение деятельности федеральной службы безопасности, включая материально-техническое, финансовое обеспечение и создание обеспечивающей инфраструктуры, является расходным обязательством Российской Федерации.
Органы федеральной службы безопасности без лицензирования разрабатывают, создают, приобретают и используют средства вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, приобретают и используют боевое оружие, принятое на вооружение органов федеральной службы безопасности решением Правительства Российской Федерации, а также другое служебное и гражданское оружие и боеприпасы к нему.
Продажа, передача, вывоз с территории Российской Федерации и ввоз на территорию Российской Федерации средств вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, которые могут использоваться органами федеральной службы безопасности, осуществляются органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Нормы обеспечения основными образцами (системами, комплексами) вооружения, военной и специальной техники, нормы расхода моторесурсов и горючего, а также порядок принятия на вооружение, приобретения, учета, хранения, выдачи, ремонта и списания образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, порядок подготовки органов федеральной службы безопасности к действиям, связанным с применением образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации перечнем основных образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, порядком и нормами материально-технического обеспечения органов федеральной службы безопасности.
Строительство, реконструкция или предоставление объектов, предназначенных для расквартирования органов федеральной службы безопасности, осуществляются в соответствии с порядком и нормами, установленными Правительством Российской Федерации для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (с учетом особенностей, определяемых руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности), за счет средств федерального бюджета, а также средств организаций, по инициативе которых осуществляется строительство или реконструкция указанных объектов.
Органы федеральной службы безопасности могут иметь служебный жилищный фонд, формируемый в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Предприятия, учреждения и организации, созданные или создаваемые для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности, осуществляют свою деятельность без лицензирования и приватизации не подлежат.
Органы федеральной службы безопасности вправе принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации во владение и в пользование от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, граждан Российской Федерации транспортные средства и иное имущество, необходимые для выполнения задач, возложенных на указанные органы федеральным законодательством. Порядок использования указанного имущества определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Земля и природные ресурсы используются органами федеральной службы безопасности в соответствии с федеральным законодательством. Органы федеральной службы безопасности освобождаются от всех форм платы за использование природных ресурсов.
- 1. Предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы рф», ее место в системе других юридических дисциплин.
- 2. Нормативные источники курса «Правоохранительные органы рф». Конституция рф в системе нормативных источников курса.
- 3. Правоохранительные органы рф: понятие, виды и общие черты. Основные направления правоохранительной деятельности.
- 4. Судебная власть в системе разделения властей, признаки судебной власти.
- 5. Понятие и признаки правосудия.
- 6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия; классификация (система) принципов.
- 7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
- 8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
- 9. Доступность судебной защиты (право на обращение в суд за защитой).
- 10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
- 11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
- 12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
- 13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
- 14. Презумпция невиновности.
- 15. Язык судопроизводства в рф.
- 16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
- 17. Судебная система рф (схема).
- 18. Понятие судебной системы рф и особенности ее построения.
- 19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и взаимосвязь.
- 20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
- 21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный пересмотр).
- 22. Производство в кассационной инстанции.
- 23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной инстанцией).
- 24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации, компетенция.
- 25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и компетенция.
- 26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав, структура, компетенция структурных подразделений.
- 27. Верховный Суд рф: место в судебной системе, состав, структура, компетенция структурных подразделений.
- 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система военных судов, их состав и компетенция.
- 29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система арбитражных судов, их состав, структура и компетенция.
- 30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.
- 31. Особенности конституционного судопроизводства.
- Глава IV. Принципы конституционного судопроизводства
- Глава V. Обращение в конституционный суд российской федерации
- Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
- Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в конституционном суде российской федерации
- 32. Конституционные (уставные) суды субъектов рф. Уставный Суд Свердловской области.
- 33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав, компетенция, особенности судопроизводства.
- 34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности судей, порядок их отбора и наделения полномочиями.
- 35. Правовой статус судей: понятие и элементы.
- 36. Несменяемость судей.
- 37. Неприкосновенность судей.
- 38. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей.
- 39. Место прокуратуры в государственном механизме России.
- 40. Понятие прокуратуры рф и особенности ее организации.
- 41. Система органов и учреждений прокуратуры рф (схема).
- 42. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
- 43. Основные направления деятельности органов прокуратуры рф.
- 44. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
- 45. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор прокуратуры).
- 46. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
- 47. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
- 48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
- 49. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
- 50. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и порядок их назначения на должность.
- 51. Правовой статус прокурорских работников.
- 52. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Виды оперативно-розыскных мероприятий.
- 53. Органы предварительного следствия, компетенция следователей.
- 54. Органы дознания и их компетенция.
- 55. Понятие адвокатуры в рф и ее организация на федеральном уровне.
- 56. Организация адвокатуры на уровне субъектов рф.
- 57. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
- Глава 4. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- Глава 5. Заключительные и переходные положения
- 58. Статус адвоката.
- Глава 3. Статус адвоката
- 59. Судебные приставы: их виды и компетенция.
- Глава II. Полномочия по организации деятельности службы судебных приставов
- 60. Полиция в рф: организация и назначение полиции, права и обязанности
- 61. Таможенные органы рф: система и компетенция.
- 62. Федеральная служба безопасности рф: система, принципы деятельности, компетенция (основные направления деятельности).
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности
- Глава III. Полномочия органов федеральной службы безопасности
- 63. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,
- 64. Частная детективная и охранная деятельность в рф.
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Частная детективная (сыскная) деятельность
- Раздел III. Частная охранная деятельность