53. Органы предварительного следствия, компетенция следователей.
Органы выявления и расследования преступлений РФ — это органы предварительного расследования, которыми осуществляется уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность.
Уголовно-процессуальная деятельность состоит из проверки заявления (сообщения) о преступлении, предварительного расследования и исполнения поручений (указаний) следователя.
Органы предварительного расследования регистрируют, рассматривают и разрешают все подведомственные им заявления (сообщения) о преступлении. В этой связи они собирают доказательства без производства следственных действий; требуют производства документальных проверок, ревизий и привлекают к их участию специалистов; требуют от средств массовой информации документы и материалы; производят осмотр места происшествия; возбуждают или отказывают в возбуждении уголовного дела и др.
Органы предварительного расследования в соответствии с наименованием вида осуществляемой ими уголовно-процессуальной деятельности подразделяются на органы предварительного следствия и органы дознания.
Существует как минимум три формы предварительного расследования:
1) предварительное следствие;
2) смешанное предварительное расследование, которое включает в себя собственно дознание (по делам, по которым предвари-
тельное следствие обязательно) и последующее предварительное
следствие;
3) «дознание» по делам, по которым предварительное следствие необязательно.
Предварительное следствие — это деятельность, содержание которой охватывает всю от начала до конца стадию предварительного расследования. Предварительное следствие направлено на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. ст. 73, 421, 434 УПК). Предварительное следствие производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью. Следственные подразделения в настоящее время имеются в прокуратурах, а также в органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности и в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Смешанное расследование отличается от предварительного следствия лишь тем, что начинается оно деятельностью органа дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно. Данный вид деятельности не завершает стадию предварительного расследования и поэтому не может в отрыве от продолжающегося после него предварительного следствия называться формой предварительного расследования. Предварительное расследование в этом
случае будет состоять из двух элементов:
— неотложных следственных действий, произведенных органом дознания, и
— предварительного следствия, начавшегося после передачи органом дознания дела следователю.
После того как к смешанному расследованию приступил следователь, его характеристика полностью совпадает с вышеизложенной характеристикой предварительного следствия.
Именно эта разновидность уголовно-процессуальной деятельности в большей степени, чем какая-либо другая, заслуживает наименования «дознание». При наличии достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания производит дознание в виде неотложных следственных действий.
Производство неотложных следственных действий должно быть завершено в течение 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. После чего орган дознания направляет уголовное дело прокурору.
- 1. Предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы рф», ее место в системе других юридических дисциплин.
- 2. Нормативные источники курса «Правоохранительные органы рф». Конституция рф в системе нормативных источников курса.
- 3. Правоохранительные органы рф: понятие, виды и общие черты. Основные направления правоохранительной деятельности.
- 4. Судебная власть в системе разделения властей, признаки судебной власти.
- 5. Понятие и признаки правосудия.
- 6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия; классификация (система) принципов.
- 7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
- 8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
- 9. Доступность судебной защиты (право на обращение в суд за защитой).
- 10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
- 11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
- 12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
- 13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
- 14. Презумпция невиновности.
- 15. Язык судопроизводства в рф.
- 16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
- 17. Судебная система рф (схема).
- 18. Понятие судебной системы рф и особенности ее построения.
- 19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и взаимосвязь.
- 20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
- 21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный пересмотр).
- 22. Производство в кассационной инстанции.
- 23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной инстанцией).
- 24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации, компетенция.
- 25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и компетенция.
- 26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав, структура, компетенция структурных подразделений.
- 27. Верховный Суд рф: место в судебной системе, состав, структура, компетенция структурных подразделений.
- 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система военных судов, их состав и компетенция.
- 29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система арбитражных судов, их состав, структура и компетенция.
- 30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.
- 31. Особенности конституционного судопроизводства.
- Глава IV. Принципы конституционного судопроизводства
- Глава V. Обращение в конституционный суд российской федерации
- Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
- Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в конституционном суде российской федерации
- 32. Конституционные (уставные) суды субъектов рф. Уставный Суд Свердловской области.
- 33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав, компетенция, особенности судопроизводства.
- 34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности судей, порядок их отбора и наделения полномочиями.
- 35. Правовой статус судей: понятие и элементы.
- 36. Несменяемость судей.
- 37. Неприкосновенность судей.
- 38. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей.
- 39. Место прокуратуры в государственном механизме России.
- 40. Понятие прокуратуры рф и особенности ее организации.
- 41. Система органов и учреждений прокуратуры рф (схема).
- 42. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
- 43. Основные направления деятельности органов прокуратуры рф.
- 44. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
- 45. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор прокуратуры).
- 46. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
- 47. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
- 48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
- 49. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
- 50. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и порядок их назначения на должность.
- 51. Правовой статус прокурорских работников.
- 52. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Виды оперативно-розыскных мероприятий.
- 53. Органы предварительного следствия, компетенция следователей.
- 54. Органы дознания и их компетенция.
- 55. Понятие адвокатуры в рф и ее организация на федеральном уровне.
- 56. Организация адвокатуры на уровне субъектов рф.
- 57. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
- Глава 4. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- Глава 5. Заключительные и переходные положения
- 58. Статус адвоката.
- Глава 3. Статус адвоката
- 59. Судебные приставы: их виды и компетенция.
- Глава II. Полномочия по организации деятельности службы судебных приставов
- 60. Полиция в рф: организация и назначение полиции, права и обязанности
- 61. Таможенные органы рф: система и компетенция.
- 62. Федеральная служба безопасности рф: система, принципы деятельности, компетенция (основные направления деятельности).
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности
- Глава III. Полномочия органов федеральной службы безопасности
- 63. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,
- 64. Частная детективная и охранная деятельность в рф.
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Частная детективная (сыскная) деятельность
- Раздел III. Частная охранная деятельность