logo
Вопросы по правоохранке

53. Органы предварительного следствия, компетенция следователей.

Органы выявления и расследования преступлений РФ — это органы предварительного расследования, которыми осуществляется уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность.

Уголовно-процессуальная деятельность состоит из проверки заявления (сообщения) о преступлении, предварительного расследования и исполнения поручений (указаний) следователя.

Органы предварительного расследования регистрируют, рассматривают и разрешают все подведомственные им заявления (сообщения) о преступлении. В этой связи они собирают доказательства без производства следственных действий; требуют производства документальных проверок, ревизий и привлекают к их участию специалистов; требуют от средств массовой информации документы и материалы; производят осмотр места происшествия; возбуждают или отказывают в возбуждении уголовного дела и др.

Органы предварительного расследования в соответствии с наименованием вида осуществляемой ими уголовно-процессуальной деятельности подразделяются на органы предварительного следствия и органы дознания.

Существует как минимум три формы предварительного расследования:

1) предварительное следствие;

2) смешанное предварительное расследование, которое включает в себя собственно дознание (по делам, по которым предвари-

тельное следствие обязательно) и последующее предварительное

следствие;

3) «дознание» по делам, по которым предварительное следствие необязательно.

Предварительное следствие — это деятельность, содержание которой охватывает всю от начала до конца стадию предварительного расследования. Предварительное следствие направлено на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. ст. 73, 421, 434 УПК). Предварительное следствие производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью. Следственные подразделения в настоящее время имеются в прокуратурах, а также в органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности и в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Смешанное расследование отличается от предварительного следствия лишь тем, что начинается оно деятельностью органа дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно. Данный вид деятельности не завершает стадию предварительного расследования и поэтому не может в отрыве от продолжающегося после него предварительного следствия называться формой предварительного расследования. Предварительное расследование в этом

случае будет состоять из двух элементов:

— неотложных следственных действий, произведенных органом дознания, и

— предварительного следствия, начавшегося после передачи органом дознания дела следователю.

После того как к смешанному расследованию приступил следователь, его характеристика полностью совпадает с вышеизложенной характеристикой предварительного следствия.

Именно эта разновидность уголовно-процессуальной деятельности в большей степени, чем какая-либо другая, заслуживает наименования «дознание». При наличии достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания производит дознание в виде неотложных следственных действий.

Производство неотложных следственных действий должно быть завершено в течение 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. После чего орган дознания направляет уголовное дело прокурору.