logo
Вопросы по правоохранке

30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.

Конституционный суд РФ (КС РФ) — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и не зависимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Лишь КС РФ вправе официально толковать Конституцию РФ, признавать не конституционность определенных нормативных актов с последующим принудительным лишением их юридической силы.

В его полномочия входит осуществление конституционного контроля. КС РФ не имеет дела с обвиняемыми, подсудимыми и их защитниками, истцами и ответчиками. КС РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов

Объектом контроля КС РФ могут стать законы и другие нормативные акты как федеральных органов законодательной и исполнительной власти, так и субъектов. Инициировать проверку конституционности может Президент РФ, обе палаты парламента или пятая часть депутатов каждой из палат, правительство, Верховный суд и Высший арбитражный суд, органы законодат и исполнит власти субъектов РФ. Вердикт КС РФ о признании определенного акта неконституционным означает лишение его юридической силы.

Правом обратиться в КС РФ с запросом о конституционности любого закона обладает и суд общей юрисдикции, в чьем производстве находится конкретное дело. При этом производство по делу приостанавливается до вынесения решения КС РФ.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента РФ. Руководят Конституционным судом РФ Председатель, его заместитель и судья секретарь. Для текущей работы организованы две палаты, состоящие из 9 и 10 судей. Персональный состав определяется путем жеребьевки. Председатель и зам Председателя Конституционного суда не могут входить в состав одной и той же палаты.

На уровне субъектов РФ могут создаваться свои конституционные (уставные) суды, финансируемые из собственных бюджетных средств, с целью проверки соответствия принимаемых законов и других нормативных актов конституциям (уставам) субъектов РФ. Эти суды не находятся в прямом подчинении Конституционному Суду РФ. Решение суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено другим судом.