8.4. Объединение Германии вXiXв. Создание Второй Германской империи
В результате побед Наполеона Iнад армиями третьей антифранцузской коалиции от Священной Римской империи германской нации откололся ряд немецких княжеств, перешедших на сторону французского императора. В1806 г.из них был образованРейнский союзпод протекторатом Наполеона. В него вошли 16 государств Германии. Из-за этого раскола ФранцIIотказался от короны императора Священной Римской империи, сохранив лишь корону австрийского императора (Австрийская империя оформилась в 1804 г.). Так в 1806 г. прекратила свое существование Первая Германская империя (возникшая еще в 962 г.). Дальнейшие усилия немецких патриотов были направлены на создание нового единого немецкого государства. Поражение НаполеонаIв 1814 г. облегчало эту задачу, но возродить империю сразу не удалось. Австрия и ее канцлер Меттерних заняли выжидательную позицию и предпочли ограничиться созданием достаточно аморфного союза государств. Некоторые немецкие монархи, возвышенные при Наполеоне до королевских титулов, не желали иметь сильную центральную власть в Германии, опасаясь утраты своих полномочий. Поэтому вместо новой империи в1815 г.был учрежденГерманский союз, являвшийся политическим объединением независимых государств. В него вошли 34 монархии и 4 вольных города. Единственным общим органом союза являлся Союзный сейм, состоявший из уполномоченных государств и городов. Он мог заседать в полном составе – пленуме (69 голосов) и в узком совете (17 голосов). При этом действовало неравное распределение голосов между членами союза, в зависимости от значимости государства. Так, в пленуме Австрия, Пруссия и еще 4 королевства имели по четыре голоса. В пленуме рассматривались наиболее важные вопросы (в частности, вопросы конституционного характера). Для принятия основных законов требовалось единогласие членов совета. По сути, сейм являлся собранием дипломатов от немецких государств. Они ограничивались в своих действиях инструкциями своих государей и могли принимать решения, которые затем ратифицировались монархами. Лидерство в союзе принадлежало Австрии, поэтому председательствовал на сейме ее уполномоченный (заседания сейма проводились во Франкфурте-на-Майне). Созданное объединение было достаточно слабым, его государства-члены развивались вполне независимо друг от друга. Часть стран консервировала абсолютистские режимы, другая пошла на принятие писаных конституций и создание органов представительства. Первая конституция была принята в княжестве Нассау еще в 1814 г., затем конституционное правление было введено в Баварии, Бадене, Вюртемберге и других государствах.
Борьба Пруссии за лидерство в объединении Германии. В составе Германского союза продолжал сохраняться антагонизм, зародившийся еще вXVIIIв. – противостояние Австрии и Пруссии. Не получив политической гегемонии в союзе, Пруссия попыталась захватить лидерство в сфере экономической интеграции германских государств. После того, как в обширных прусских владениях были отменены таможенные пошлины, возникла идея создания единого таможенного союза на территории всей Германии под эгидой Пруссии. В 1828 г. Пруссия заключила таможенную конвенцию с Гессен-Дармштадтом, в 1833 г. с Баварией и Вюртембергом. С 1 января 1834 г. Таможенный союз (Zollverein) под руководством Пруссии вступил в действие. Всего он объединил 18 немецких государств (без участия Австрии и ее сторонников). На основе экономического сближения планировалось в дальнейшем перейти и к политическому объединению Германии. Этот процесс немецкие патриоты попытались ускорить во время революции1848 г.В мае 1848 г. было созвано учредительное Франкфуртское Национальное собрание. Оно упразднило Союзный сейм и сформировало временное «имперское» правительство. В марте же1849 г. собрание приняло конституцию империи. Она должна была создать в Германии новое федеративное государство сформой правления в виде парламентарной монархии. Императором было предложено стать прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Однако прусский король отклонил это предложение: он желал получить императорскую корону с одобрения других королей, но они конституцию не признали. Имперская конституция 1849 г. осталась на бумаге, а создание империи было вновь отложено.
В самой Пруссии под воздействием революции королем была октроирована Конституционная хартия1850 г.Она провозгласила для пруссаков равенство перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий, право на мирные собрания (в закрытых помещениях), союзы, неприкосновенность личности, жилища и собственности. Некоторые положения, впрочем, сопровождались оговорками, позволявшими ввести ограничения данных прав. Конституция создавала двухпалатную систему представительства – ландтаг с назначаемой королем верхней палатой и выборной нижней палатой (часть членов верхней палаты поначалу тоже была выборной). Выборы являлись двухстепенными и проводились покуриальной системе, когда каждая из трех курий избирателей формировалась в зависимости от количества уплачиваемых прямых налогов и выбирала равное число выборщиков с другими куриями. Это давало явные преимущества крупным налогоплательщикам. Законодательная власть должна была осуществляться королем совместно с обеими палатами, но королю было предоставлено право абсолютного вето. Исполнительная власть принадлежала только королю. Он обладал безусловным правом назначения и увольнения министров, которые несли ответственность только перед монархом. Конституция закрепляла обязанность всех пруссаков служить в армии, но армия не должна была присягать в соблюдении Конституции. Данная Конституция продолжала действовать в Пруссии вплоть до 1918 г.
После революции Пруссия попыталась сплотить вокруг себя противников австрийской гегемонии. В 1850 г. был оформлен Прусский союз, к которому присоединились Саксония и Ганновер. Однако Австрия добилась восстановления старого Германского союза: с 1851 г. начал функционировать союзный сейм. Прусский же союз пришлось распустить. Но в течение 20 лет после этого Пруссия смогла взять реванш над своей противницей. С 1862 г. руководителем прусского правительства стал Отто фон Бисмарк(1815–1898), который повел Пруссию к заветной цели возглавить империю. Его идея заключалась в том, чтобы не допустить поглощения Пруссии Германией во имя немецкого единения. Германии предстояло стать продолжением Пруссии, но добиться этого можно было, по мнению Бисмарка, не «речами и решениями большинства», а «железом и кровью». Тем самым был предрешен способ объединения разрозненной страны – путем военной агрессии. Была реорганизована и перевооружена современным оружием прусская армия, которая смогла доказать свое превосходство в трех войнах, предшествовавших созданию Второй Германской империи. В первой войне 1864 г. Пруссия и Австрия действовали как союзники и захватили у Дании Шлезвиг и Гольштейн (Шлезвиг затем отошел к Пруссии, Гольштейн – к Австрии). Далее вторая война 1866 г. началась между Пруссией и Австрией из-за Гольштейна. Победа Пруссии в этой войне означала не только передачу ей Гольштейна, но и отказ Австрии от лидерства в объединении Германии. Германский союз прекратил свое существование. На смену ему был учрежденСеверо-Германский союзво главе с Пруссией. Он был юридически оформлен в Конституции1867 г.и включил в свой состав 18 немецких государств. Третья война произошла с Французской империей в 1870 г. Новая победа Пруссии прекратила колебания последних независимых германских государств в необходимости вступить в союз. К нему присоединились Бавария, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт и Баден. В занятом прусскими войсками Версальском дворце18 января 1871 г. было провозглашено создание Второй Германской империи.
Конституция Германской империи 1871 г. Конституция состояла из 78 статей. Она закрепила образование нового федеративного союза в форме Второй Германской империи. В состав союза вошли 25 государственных образований: 22 монархии (королевства, великие герцогства, герцогства, княжества) и 3 вольных города (Любек, Бремен и Гамбург). Хотя большинство субъектов федерации сохранили монархический строй, нельзя говорить о сохранении ими суверенитета. Эти монархии были подчинены единой центральной власти в лице германского императора. Разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами было сформулировано в разделе об имперском законодательстве. Контролю империи и регулированию имперским законодательством подлежали вопросы обороны, установления налогов, таможенного и торгового законодательства, банковской системы, системы мер и весов, денежной эмиссии, путей сообщения, почтового и теле-графного сообщения, общего законодательства о гражданском и уголовном праве и судо-производстве, охраны авторских прав, вопросы печати и права общения (союзов). На долю членов союза оставалось немного: в основном это были вопросы народного просвещения, местного налогообложения и самоуправления, полиции (кроме санитарной), тюрем и пр.
Президентом союза, императором, являлся прусский король (первым стал Вильгельм IВеликий). Конституция закрепила за ним право представлять империю на международной арене, объявлять войну (с согласия Союзного совета), заключать мир и вступать в союзы и соглашения с другими государствами. Императору принадлежало право созыва палат парламента, разработки и опубликования имперских законов, назначения и увольнения должностных лиц империи. В отношении государств, вошедших в союз и не соблюдающих свои конституционные обязанности, император наделялся правомэкзекуции: она должна была назначаться Союзным советом и приводиться в исполнение императором. Германская армия и в мирное, и в военное время обязана была подчиняться императору. В случае угрозы безопасности он мог объявить какую-либо часть империи на военном положении.
Законодательные полномочия были предоставлены Союзному совету и рейхстагу. Союзный совет (бундесрат) состоял из уполномоченных от государств-членов союза и призван был отражать их интересы. Германскую империю часто называли «союзом неравных». Действительно, в Союзном совете государствам-членам было предоставлено неравное число голосов. Явное преимущество было на стороне Пруссии, которая располагала 17 голосами из 58 (для сравнения: Бавария получила 6 голосов, Саксония – 4, Баден – 3). Учитывая, что для блокирования любого изменения в конституции требовалось всего 14 голосов в бундесрате, Пруссия могла предотвратить любое такое изменение. Председательство на Совете принадлежало имперскому канцлеру (рейхсканцлеру), которого должен был назначать император. Как правило, им становился опять же прусский министр-президент. Рейхстаг являлся органом представительства всего населения Германии. Он формиро-вался посредством «прямых и всеобщих выборов с тайной подачей голосов». Участие в выборах, в соответствии с законом 1869 г., было предоставлено любому гражданину, достигшему 25 лет. Но женщины, военнослужащие низших чинов, лица, получавшие помощь для бедных, и некоторые другие категории лиц были лишены избирательных прав. Первоначально срок легислатуры был установлен в 3 года, затем, по закону 1887 г., увеличен до 5 лет. Депутаты рейхстага считались представителями всего народа, императивные мандаты были запрещены. До 1906 г. жалованье им не выплачивалось. Из двух законодательных палат первенствующее значение Конституция отводила бундесрату. Союзный совет обладал правом утверждения законопроектов, принятых рейхстагом, правом издания административных предписаний и инструкций, «необходимых для проведения имперских законов», правом принятия решения о роспуске рейхстага (при согласии императора). Реальная практика функционирования парламента в Германской империи показала, что законодательная инициатива использовалась бундесратом намного более широко, чем рейхстагом. Конституция утверждала за Союзным советом и судебные права: бундесрат должен был выступать арбитром при возникновении конфликтов между членами союза.
Вопросы организации исполнительной власти не были подробно освещены в Конституции. Исполнительная власть принадлежала императору, но реально ее должен был осуществлять рейхсканцлер. Постановления и распоряжения императора вступали в силу после подписи рейхсканцлера (принцип контрасигнатуры), на которого и возлагалась ответственность за принятое решение. Канцлер обязан был представлять палатам парламента ежегодные отчеты о финансовых расходах империи, но никакой ответственности перед ними он не нес. Депутаты рейхстага могли обратиться к нему с запросом, но канцлер мог на него не отвечать. Во Второй Германской империи рейхсканцлер являлся главой ее административного аппарата. Начальники центральных имперских ведомств (в основном государственные секретари) были ему подчинены и составляли, в сущности, Reichskanzleramt– «управление имперского канцлера». Заседая одновременно в бундесрате, рейхсканцлер вместе с другими прусскими уполномоченными превращал это представительство государств в послушное орудие имперского правительства (до 1890 г. пост канцлера удерживал Отто фон Бисмарк).
Особенностью Конституции 1871 г. является отсутствие в ней декларации прав и свобод имперских граждан. В этом плане гарантии прав личности должны были соблюдаться в каждом государстве – члене союза в соответствии с их конституциями, но не на уровне союза в целом. Таким образом, в обеспечении прав и свобод продолжал действовать партикуляризм, унаследованный от доимперского прошлого.
Yandex.RTB R-A-252273-3- М.В. Кричевцев
- Рабочая программа
- Раздел1. Организационно-методический
- 1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
- 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.4. Формы контроля
- Раздел2. Содержание дисциплины
- 2.1. Тематический план учебной дисциплины(распределение часов)
- 2.2. Содержание отдельных тем Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
- Тема 2. Государство и право Древнего Востока
- Тема 3. Государство и право античного мира
- Тема 4. Государство и право Европы в эпоху раннего Средневековья
- Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–xVвв.
- Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
- Тема 7. Абсолютистские государства в Европе
- Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–xiXвв.
- Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX– началеXxIвв.
- Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: французское право
- Раздел3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 3.1. Темы докладов (рефератов)
- 3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену
- 3.3. Список литературы
- Тексты лекций
- Тема1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
- Контрольные вопросы
- Тема2. Государство и право Древнего Востока
- 2.1. Государство Древнего Египта
- 2.2. Право Древнего Египта
- 2.3. Государство Древней Месопотамии
- 2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи
- Контрольные вопросы
- Тема3. Государство и право Античного мира
- 3.1. Государство Древней Греции
- Спартанское государство
- Афинское государство. Афинский полис от возникновения до конца архаической эпохи
- Афинское государство в эпоху классики
- 3.2. Афинское право
- 3.3. Государство Древнего Рима
- Рим в эпоху царей
- Римское государство в период республики
- Римское государство в период империи
- 3.4. Римское право
- Источники римского права
- Основные институты римского права
- Контрольные вопросы
- Тема4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья
- 4.1. Франкское государствоV–iXвв.
- 4.2. Франкское право. Салическая правда
- Контрольные вопросы
- Тема5. Государство и право средневековой Западной ЕвропыIx–xVвв.
- 5.1. Средневековое государство и право во Франции Французский феодализм
- Сеньориальная монархия во Франции IX–xiiIвв.
- Сословия и сословное представительство во Франции XIV–xVвв.
- 5.2. Средневековое государство и право в Англии Английское государство XI–xVвв.
- Право средневековой Англии XI–xVвв.
- 5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
- 6.1. Государство Арабского Халифата
- 6.2. Мусульманское право
- Контрольные вопросы
- Тема7. Абсолютистские государства в Европе
- 7.1. Абсолютизм во ФранцииXv–xviiIвв.
- 7.2. Абсолютизм в АнглииXv–xviIвв.
- 7.3. Абсолютизм в ПруссииXvii–xiXвв.
- Контрольные вопросы
- Тема8. Конституционная история зарубежных стран вXvii–xiXвв.
- 8.1. Конституционная история АнглииXvii–xiXвв. Английское государство в период Великой революции xviIв.
- Складывание конституционной монархии в Англии во второй половине XVII– началеXviiIвв.
- Парламентская монархия в Великобритании XVIII–xiXвв.
- 8.2. Конституционная история сшаxviii–xiXвв. Создание государства сша. Конституция 1787 г. И Билль о правах
- Государство сша в конце XVIII–xiXвв.
- 8.3. Конституционная история ФранцииXviii–xiXвв. Французское государство в эпоху Великой революции 1789–1799 гг.
- Французское государство в эпоху Консулата и Империи Наполеона I
- Конституционная история Франции xiXв.: от Реставрации Бурбонов до Третьей республики
- 8.4. Объединение Германии вXiXв. Создание Второй Германской империи
- Контрольные вопросы
- Тема9. Конституционная история зарубежных стран вXx– началеXxIвв.
- 9.1. Государство Третьего Рейха в Германии
- 9.2. Французское государство вXx– началеXxIвв.
- Контрольные вопросы
- Тема10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право
- 10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804г.)
- 10.2. Французский Уголовный кодекс 1810г.
- Контрольные вопросы
- Словарь терминов (Глоссарий)
- Материалы тестовой системы
- Тема 10
- Методические указания для выполнения контрольных работ Раздел1. Общие положения
- Раздел2. Инструкция по выполнению контрольной работы
- 2.1. Требования к объему текста контрольной работы
- 2.2. Правила выбора варианта контрольной работы
- Раздел3. Структура контрольной работы
- Раздел4. Задания для выполнения контрольной работы
- 4.1. Ситуационные (практические) задачи
- 4.2. Тестовые задания
- Раздел5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы
- Раздел6. Процедура оценки контрольной работы
- Содержание