4.1. Ситуационные (практические) задачи
Укажите особенности варнового и кастового строя в Древней Индии. Какое влияние он оказал на развитие индийского государства и права?
Чем города-государства Древней Греции отличаются от городов-государств Древней Месопотамии? Дайте характеристику государственного строя Афинского полиса.
Среди полисов Древней Греции особое положение занимала Спарта. В чем уникальность Спартанского государства? Попытайтесь определить форму правления в этом государстве.
В середине VIв. до н.э. римский царь Сервий Туллий провел реформы, имевшие важные социальные и политические последствия. Покажите роль этих реформ в складывании римской государственности.
Основу Римского государства в период республики составляли народные собрания, сенат и магистратуры. Дайте характеристику этим органам власти и управления. Как они взаимодействовали друг с другом?
Определяя форму правления в ранней Римской империи, одни исследователи характеризуют ее как монархию, другие – как диархию. Насколько, на ваш взгляд, правы те и другие? Дайте собственную оценку государственному строю принципата.
Сравните общественный и государственный строй у франков и англосаксов. Каковы основные черты варварского общества и государства?
Важным элементом уголовного права варварских народов раннего Средневековья была система композиций. Покажите ее значение для регулирования правоотношений того времени, основываясь на материалах Салической правды и других варварских судебников.
Сопоставьте развитие государства во Франции и в Англии в период сеньориальной монархии. Как английским королям удалось провести государственную централизацию?
Органом сословного представительства во Франции являлись Генеральные штаты. Укажите их состав, порядок созыва и формирования, определите полномочия данного органа. Чем Генеральные штаты отличаются от других сословно-представительных собраний в странах Западной Европы?
В XI–XIIвв. в Европе произошла «папская революция». В чем она заключалась и каковы ее последствия для развития канонического права?
Принято считать французский абсолютизм XVII–XVIIIвв. «классическим». Дайте характеристику государственной системы при абсолютной монархии. Наблюдалось ли во Франции такое явление, как «просвещенный абсолютизм»?
В 1640 г. в абсолютистской Англии началась Великая революция. Насколько демократическим или авторитарным было созданное в ходе революции новое английское государство? Покажите его эволюцию до Реставрации монархии Стюартов.
Чем парламентская монархия отличается от дуалистической? Покажите это отличие на примере Англии XVII–XXвв.
Конституция США 1787 г. установила строй президентской республики и принципы федерализма. Какие изменения претерпели конституционные основы американского государства с конца XVIIIдо началаXXвв.?
Проведите сравнительный анализ французских конституций эпохи Великой революции 1789–1799 гг. Почему якобинская конституция так и не стала действующим законом страны?
В ходе реставрации Мэйдзи в Японии была восстановлена власть императора. Каковы были последствия этого переворота для японского государства и права? Какие реформы были проведены в Японии в эпоху Мэйдзи?
Для тоталитарного государства характерно идеологическое и политическое господство одной партии. Покажите роль партии в нацистском государстве в Германии.
Сопоставьте общее право и право справедливости в Англии. Как произошло слияние этих систем права?
Самой крупной кодификацией в истории французского права стала кодификация эпохи Наполеона I. Дайте общую характеристику кодификационным работам того времени. Какие источники были использованы авторами Пяти кодексов?
- М.В. Кричевцев
- Рабочая программа
- Раздел1. Организационно-методический
- 1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
- 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.4. Формы контроля
- Раздел2. Содержание дисциплины
- 2.1. Тематический план учебной дисциплины(распределение часов)
- 2.2. Содержание отдельных тем Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
- Тема 2. Государство и право Древнего Востока
- Тема 3. Государство и право античного мира
- Тема 4. Государство и право Европы в эпоху раннего Средневековья
- Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–xVвв.
- Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
- Тема 7. Абсолютистские государства в Европе
- Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–xiXвв.
- Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX– началеXxIвв.
- Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: французское право
- Раздел3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 3.1. Темы докладов (рефератов)
- 3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену
- 3.3. Список литературы
- Тексты лекций
- Тема1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
- Контрольные вопросы
- Тема2. Государство и право Древнего Востока
- 2.1. Государство Древнего Египта
- 2.2. Право Древнего Египта
- 2.3. Государство Древней Месопотамии
- 2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи
- Контрольные вопросы
- Тема3. Государство и право Античного мира
- 3.1. Государство Древней Греции
- Спартанское государство
- Афинское государство. Афинский полис от возникновения до конца архаической эпохи
- Афинское государство в эпоху классики
- 3.2. Афинское право
- 3.3. Государство Древнего Рима
- Рим в эпоху царей
- Римское государство в период республики
- Римское государство в период империи
- 3.4. Римское право
- Источники римского права
- Основные институты римского права
- Контрольные вопросы
- Тема4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья
- 4.1. Франкское государствоV–iXвв.
- 4.2. Франкское право. Салическая правда
- Контрольные вопросы
- Тема5. Государство и право средневековой Западной ЕвропыIx–xVвв.
- 5.1. Средневековое государство и право во Франции Французский феодализм
- Сеньориальная монархия во Франции IX–xiiIвв.
- Сословия и сословное представительство во Франции XIV–xVвв.
- 5.2. Средневековое государство и право в Англии Английское государство XI–xVвв.
- Право средневековой Англии XI–xVвв.
- 5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
- 6.1. Государство Арабского Халифата
- 6.2. Мусульманское право
- Контрольные вопросы
- Тема7. Абсолютистские государства в Европе
- 7.1. Абсолютизм во ФранцииXv–xviiIвв.
- 7.2. Абсолютизм в АнглииXv–xviIвв.
- 7.3. Абсолютизм в ПруссииXvii–xiXвв.
- Контрольные вопросы
- Тема8. Конституционная история зарубежных стран вXvii–xiXвв.
- 8.1. Конституционная история АнглииXvii–xiXвв. Английское государство в период Великой революции xviIв.
- Складывание конституционной монархии в Англии во второй половине XVII– началеXviiIвв.
- Парламентская монархия в Великобритании XVIII–xiXвв.
- 8.2. Конституционная история сшаxviii–xiXвв. Создание государства сша. Конституция 1787 г. И Билль о правах
- Государство сша в конце XVIII–xiXвв.
- 8.3. Конституционная история ФранцииXviii–xiXвв. Французское государство в эпоху Великой революции 1789–1799 гг.
- Французское государство в эпоху Консулата и Империи Наполеона I
- Конституционная история Франции xiXв.: от Реставрации Бурбонов до Третьей республики
- 8.4. Объединение Германии вXiXв. Создание Второй Германской империи
- Контрольные вопросы
- Тема9. Конституционная история зарубежных стран вXx– началеXxIвв.
- 9.1. Государство Третьего Рейха в Германии
- 9.2. Французское государство вXx– началеXxIвв.
- Контрольные вопросы
- Тема10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право
- 10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804г.)
- 10.2. Французский Уголовный кодекс 1810г.
- Контрольные вопросы
- Словарь терминов (Глоссарий)
- Материалы тестовой системы
- Тема 10
- Методические указания для выполнения контрольных работ Раздел1. Общие положения
- Раздел2. Инструкция по выполнению контрольной работы
- 2.1. Требования к объему текста контрольной работы
- 2.2. Правила выбора варианта контрольной работы
- Раздел3. Структура контрольной работы
- Раздел4. Задания для выполнения контрольной работы
- 4.1. Ситуационные (практические) задачи
- 4.2. Тестовые задания
- Раздел5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы
- Раздел6. Процедура оценки контрольной работы
- Содержание