14.4. Порядок деятельности Федерального Собрания. Законодательный процесс
Конституция РФ закрепляет основы порядка деятельности Федерального Собрания. Подробно процедуры работы палат регулируются Регламентом Совета Федерации и Регламентом Государственной Думы.
Согласно Конституции Федеральное Собрание – постоянно действующий орган. Только с момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия этой палаты прежнего созыва прекращаются; прекращение же полномочий другой палаты не предусматривается. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после своего избрания, однако, Президент РФ может созвать такое заседание и ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. Первое заседание Совета Федерации первого созыва (в соответствии с п. 8 раздела второго Конституции РФ) открывал Президент РФ, а потом на нем до избрания Председателя этой палаты председательствовал старейший по возрасту член Совета Федерации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно, однако, они могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Каждая из палат принимает свой Регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Заседания палат обычно бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных Регламентом, они вправе проводить закрытые заседания.
Государственная Дума проводит, как правило, две сессии: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями. Заседания Государственной Думы проходят дважды в неделю (в среду и пятницу); каждую пятницу на заседании проводится «правительственный час», когда члены Правительства РФ отвечают на вопросы депутатов. Один день в неделю отведен для парламентских слушаний, на которых обсуждаются важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, законопроекты, требующие публичного обсуждения, другие государственные проблемы. В результате слушаний могут приниматься рекомендации по обсуждаемому вопросу. Каждая последняя неделя месяца отводится для работы депутатов Государственной Думы с избирателями.
Заседания Совета Федерации проводятся периодически с 1 октября по 31 июля. В первоочередном порядке на них рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, принятие Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предположения о пересмотре Конституции РФ, вопросы ведения Совета Федерации и другие проблемы государственной жизни.
Поскольку основное направление деятельности Федерального Собрания – законотворчество, большое значение имеет законодательный процесс – рассмотрение, принятие и обнародование законов. Он осуществляется в особом порядке. В законодательном процессе выделяется несколько стадий*, через которые проходят законы, чтобы приобрести юридическую силу.
* Подробно, с выделением большего числа стадий, законодательный процесс освещен в учебнике: Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России. М., 1998. Гл. XVII, §7.
1. Внесение законопроекта – законодательная инициатива. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы.
Определенные категории законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ – это законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Именно Правительство обеспечивает проведение в стране финансовой, кредитной и денежной политики, несет за это ответственность и обладает информацией по этим проблемам (что делает важной и полезной оценку этим органом названных законопроектов). Такое заключение может играть роль в сдерживании законопроектов, влекущих неадекватные, неоправданные государственные расходы, которые невозможно покрыть из имеющихся государственных средств, в отстаивании финансовой политики Правительства.
2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно проходит, как правило, в трех чтениях. Обычно заслушиваются доклад, содоклад об обсуждаемом законопроекте, проводятся прения, высказываются предложения и замечания. В рассмотрении законопроекта, как правило, участвуют комитеты палаты, они могут работать над ним между чтениями.
3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Он может рассматривать и ставить на голосование поступившие из Государственной Думы законы или их не рассматривать, за исключением законов по определенным, перечисленным в ст. 106 Конституции РФ вопросам, подлежащим обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Если закон рассмотрен, и за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, то этот закон также считается одобренным. Но он может быть и отклонен.
5. В этом случае может возникнуть дополнительный этап – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона.
При отклонении его Советом Федерации обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума может принять предложения согласительной комиссии. Но она в этой ситуации может и не принять предложения согласительной комиссии и выразить несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона; тогда он ставится на голосование в Государственной Думе в ранее принятой редакции. В таком случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Это способ преодоления решения Совета Федерации об отклонении закона, принятого Думой, позволяющий ей реализовать свою позицию, свое мнение.
6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.
Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.
Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.* Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).
* СЗ РФ. 1994. №8. Ст. 801.
**См.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 22 октября 1999 г. // Российская газета. 1999. 25 окт.
Палаты могут принимать решения и в форме постановлений. Это делается каждой палатой применительно к вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению той или иной из них. Порядок принятия постановлений отличается от законодательного процесса. Постановления палат принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (например, решения по некоторым вопросам должны приниматься квалифицированным большинством).
- Удк 34(075.8)
- Глава 26 211
- Глава 27 219
- Принятые сокращения
- Глава 1 государство
- 1.1. Общество и государство
- 1.2. Понятие и социальное назначение государства. Его функции
- 1.3. Форма государства
- Вопросы для повторения
- Глава 2 право
- 2.1. Понятие права. Его социальное назначение.
- Взаимосвязь права и государства
- 2.2. Право в системе социальных норм
- 2.3. Нормы права
- 2.4. Источники (формы) права. Закон и подзаконные акты
- 2.5. Система права
- Вопросы для повторения
- Глава 3 правоотношения
- 3.1. Понятие правоотношения
- 3.2. Структура правоотношения
- 3.3. Юридические факты
- Вопросы для повторения
- Глава 4 правонарушения и юридическая ответственность
- 4.1. Понятие правонарушения. Его юридический состав
- 4.2. Виды правонарушений
- 4.3. Понятие и виды юридической ответственности
- Вопросы для повторения:
- Глава 5 законность и правопорядок. Правосознание и правовая культура
- 5.1. Понятие законности и ее основные признаки
- 5.2. Законность и правопорядок
- 5.3. Правосознание и правовая культура. Их роль в осуществлении законности и правопорядка
- Вопросы для повторения
- Глава 6 правовое государство
- 6.1. Правовое государство и гражданское общество. Признаки правового государства
- 6.2. Проблемы и пути формирования правового государства в России
- Вопросы для повторения
- Глава 7 конституция российской федерации и ее развитие
- 7.1. Конституция – основной закон государства: понятие и юридические свойства
- 7.2. Этапы конституционного развития России
- Вопросы для повторения
- Глава 8 основы конституционного строя российской федерации
- Вопросы для повторения
- Глава 9 народовластие в российской федерации
- 9.1. Формы осуществления народовластия
- 9.2. Основы правового статуса общественных объединений
- Вопросы для повторения
- Глава 10 основы правового статуса человека и гражданина
- 10.1. Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы
- 10.2. Гражданство
- 10.3. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
- Вопросы для повторения
- Глава 11 федеративное устройство россии
- 11.1. Понятие и принципы федеративного устройства России
- 11.2. Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов
- 11.3. Компетенция Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами
- Вопросы для повторения
- Глава 12
- 12.2. Понятие и виды государственных органов
- 12.3. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления. Избирательное право
- Вопросы для повторения
- Глава 13 президент российской федерации
- 13.1. Возникновение и развитие института
- Президентства в России
- 13.2. Основы конституционного статуса Президента Российской Федерации, его положение в системе органов государства
- 13.3. Порядок выборов и прекращения полномочий Президента Российской Федерации
- 13.4. Компетенция Президента Российской Федерации
- Вопросы для повторения
- Глава 14 федеральное собрание
- 14.1. Основы конституционного статуса Федерального
- Собрания, его место в системе органов государства
- 14.2. Палаты Федерального Собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация
- 14.3. Компетенция Федерального Собрания и его палат
- 14.4. Порядок деятельности Федерального Собрания. Законодательный процесс
- Вопросы для повторения
- Глава 15 органы исполнительной власти российской федерации
- 15.1. Правительство Российской Федерации
- 15.2. Иные федеральные органы исполнительной власти
- Вопросы для повторения
- Глава 16 конституционные основы судебной системы. Правоохранительные органы
- 16.1. Конституционные принципы осуществления судебной власти
- 16.2. Конституционный Суд Российской Федерации
- 16.3. Верховный Суд Российской Федерации
- 16.4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
- 16.5. Прокуратура
- 16.6. Адвокатура
- 16.7. Министерство внутренних дел Российской Федерации и его органы
- 16.8. Министерство юстиции Российской Федерации
- Вопросы для повторения
- 17.2. Принципы и функции местного самоуправления
- 17.3. Органы местного самоуправления
- 17.4. Основы деятельности местного самоуправления
- 17.5. Предметы ведения местного самоуправления
- 17.6. Конституционные гарантии правомочий местного самоуправления
- Вопросы для повторения
- Глава 18 трудовое право
- 18.1. Понятие трудового права
- 18.2. Источники трудового права
- 18.3. Коллективный договор и соглашения
- 18.4. Обеспечение занятости и трудоустройство
- 18.5. Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание
- 18.6. Порядок заключения трудового договора (контракта)
- 18.7. Трудовая книжка
- 18.8. Перевод на другую работу
- 18.9. Основания прекращения трудового договора (контракта)
- Вопросы для повторения
- Глава 19 общая характеристика отдельных институтов трудового права
- 19.1. Понятие и виды рабочего времени
- 19.2. Понятие и виды времени отдыха
- 19.3. Дисциплина труда
- 19.4. Материальная ответственность
- 19.5. Охрана труда
- 19.6. Трудовые споры
- Вопросы для повторения
- Глава 20 общие положения гражданского права
- 20.1. Понятие, законодательство и система гражданского права
- 20.2. Гражданское правоотношение
- 20.3. Сделки. Представительство. Исковая давность
- Вопросы для повторения
- Глава 21 право собственности. Право интеллектуальной собственности
- 21.1. Понятие и формы права собственности
- 21.2. Право интеллектуальной собственности
- Вопросы для повторения
- Глава 22
- 22.2. Договорные обязательства
- 22.3. Обязательства, возникающие из причинения вреда и неосновательного обогащения
- 22.4. Наследственное право
- Вопросы для повторения
- Глава 23 общая характеристика семейного права
- Вопросы для повторения
- Глава 24 административное право
- 24.1. Сущность, предмет и метод административного права
- 24.2. Нормы административного права
- 24.3. Субъекты административного права
- 24.4. Административное принуждение
- 24.5. Административное правонарушение и административная ответственность
- Вопросы для повторения
- Глава 25 уголовное право
- 25.1. Понятие и задачи уголовного права
- 25.2. Уголовный закон
- 25.3. Понятие преступления
- 25.4. Понятие уголовной ответственности, ее основание
- 25.5. Ответственность несовершеннолетних
- 25.6. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 25.7. Соучастие в преступлении
- 25.8. Понятие и цели наказания
- 25.9. Система и виды наказания
- 25.10. Характеристика Особенной части Уголовного кодекса рф
- Раздел VII (гл. 16–20) – преступления против личности. Эти преступления посягают на такие неотъемлемые права личности, как жизнь и здоровье (гл. 16).
- Раздел IX (гл. 24–28) ук рассматривает преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
- 25.11. Уголовная ответственность за преступления против личности, прав и свобод граждан
- Глава 17 ук устанавливает уголовную ответственность за посягательства на свободу, честь и достоинство личности.*
- 25.12. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 25.13. Уголовная ответственность за преступления против собственности
- Вопросы для повторения
- Глава 26 земельное право
- 26.1. Предмет правового регулирования
- И понятие земельного права
- 26.2. Источники земельного права
- 26.3. Право частной собственности на землю
- 26.4. Право собственности на земельную долю
- 26.5. Право общей собственности на землю
- 26.6. Право государственной собственности на землю и другие природные ресурсы
- 26.7. Право муниципальной собственности на землю
- 26.8. Вещные права лиц, не являющихся собственниками
- 26.9. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
- 26.10. Правовой режим земель населенных пунктов
- 26.11. Правовой режим земель специального назначения и особо охраняемых природных территорий
- 26.12. Правовой режим земель лесного и водного фонда, государственного запаса
- Вопросы для повторения
- Глава 27 экологическое право
- 27.1. Понятие и общая характеристика экологического права
- 27.2. Принципы экологического права
- 27.3. Особенности методов правового регулирования
- 27.4. Система экологического права
- 27.5. Источники экологического права
- 27.6. Право собственности на природные ресурсы
- 27.7. Управление охраной окружающей среды и природопользованием
- 27.8. Экономический механизм охраны окружающей среды
- 27.9. Право природопользования и его виды
- 27.10. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
- Вопросы для повторения