Глава 8 основы конституционного строя российской федерации
Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в немногих из них сложился конституционный строй.
Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.
Конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.
В Конституции РФ (преамбула и гл. 1) находит выражение целостная система принципов конституционного строя.
К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация – часть мирового сообщества.
Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение – обязанность государства.
Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества. Ее составляют следующие принципы: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства; свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.
Рассмотрим эти принципы с тем, чтобы получить представление об основах конституционного строя Российской Федерации.
Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции). В преамбуле Конституции утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции). Народный суверенитет означает, что «народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах».* «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, – отмечается в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. – Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти (прежде всего представительные: Федеральное Собрание, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации)** и органы местного самоуправления. Российская Федерация признает и гарантирует местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).
* Государственное право Российской Федерации. Курс лекций для юридических институтов и факультетов / Под ред. акад. О.Е. Кутафина. М., 1993. Т. 1. С. 129.
** Подробнее о народовластии и его формах см. гл. 9.
Российская Федерация – федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.
Федерализм в России выступает, прежде всего, как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации – республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.
Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом. Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал добровольного объединения ее субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ 1993 г.
Основы конституционного строя включают следующие принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации: 1) государственная целостность; 2) равноправие и самоопределение народов; 3) единство системы государственной власти; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ)*.
* Подробнее о федеративном устройстве Российской Федерации см. гл. 11.
Верховенство права – один из важнейших принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое государство. Как отмечалось ранее, правовое государство, кроме принципа верховенства права, имеет и ряд других признаков, охватывающих и основы организации государственной власти, и взаимоотношения человека и гражданина с государством.
Примат права выражается в верховенстве Конституции и связанности государства правом.
Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Государственная власть ограничена, таким образом, правом.
Конституция РФ содержит требование официального опубликования законов. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции).
Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебные органы и аналогичные им органы субъектов Федерации)*.
* Президент РФ стоит как бы над всеми органами, являясь главой государства, участвуя в той или иной форме и в законодательной, и в исполнительной деятельности.
Принцип разделения властей находит свое проявление, с другой стороны, в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладания над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой сдержек и противовесов, которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем*.
* Подробнее о принципе разделения властей см. гл. 12.
Суверенитет Российской Федерации провозглашается в Конституции РФ как одна из основ конституционного строя.
Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.
Особое место в обеспечении подлинного суверенитета Российской федерации занимает Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятая 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР. Эта Декларация стала основой для разработки новой Конституции.
Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости*.
* Государственное право Российской Федерации. Т.1. С.119
Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни. Именно в правотворчестве, прежде всего, осуществляется государственная власть. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации – главное выражение верховенства государственной власти. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между ними действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Это означает, что государственные органы, осуществляя свои полномочия, воплощают в жизнь функции государства, выполняют общие, единые задачи государства. Поэтому и при разделении властей органы государства должны действовать согласованно, не принимать взаимоисключающих решений.
Независимость власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Российская Федерация заботится о целостности и неприкосновенности своей территории. Суверенитет РФ обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том числе военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и других государственных органов.
Российская Федерация самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.
Российская Федерация – полноправный член мирового сообщества. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации – составная часть ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
В соответствии с Конституцией Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя России (ст. 79). Так, обладая в полной мере государственным суверенитетом, Российская Федерация добровольно на договорной основе входит в Содружество Независимых Государств, координируя на равноправной основе различные аспекты своей политики с другими государствами этого Содружества.
Основы конституционного строя охватывают также принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина.
Для правового государства характерно то, что оно находится на службе у человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.
Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции). Если гражданин совершает тяжкое преступление, он привлекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но лишить гражданства на этом основании нельзя. Право на гражданство - неотчуждаемое право человека.
Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества. Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического плюрализма.
Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1,2 ст. 13 Конституции).
Российская Федерация провозглашается светским государством (ч. 1 ст. 14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется также и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ч. 2 ст. 14).
Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ч. 3 ст. 13 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст.13).
Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9).
Государство гарантирует также единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Принципы организации экономической жизни общества, нашедшие отражение в Конституции, определяют пределы вмешательства государства в экономику. Вместе с тем Конституция устанавливает, что Российская Федерация – социальное государство. Это означает, что государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Под социальным государством принято понимать государство, главная задача которого – достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Основные задачи социального развития российского общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7).
Таковы основы конституционного строя Российской Федерации. Поскольку они основополагающие в жизни государства и общества, для изменения норм Конституции, их определяющих, установлен особо жесткий порядок: специально созванным Конституционным Собранием либо подтверждается неизменность Конституции РФ, либо разрабатывается проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием или выносится на всенародное голосование (ст. 135 Конституции).
- Удк 34(075.8)
- Глава 26 211
- Глава 27 219
- Принятые сокращения
- Глава 1 государство
- 1.1. Общество и государство
- 1.2. Понятие и социальное назначение государства. Его функции
- 1.3. Форма государства
- Вопросы для повторения
- Глава 2 право
- 2.1. Понятие права. Его социальное назначение.
- Взаимосвязь права и государства
- 2.2. Право в системе социальных норм
- 2.3. Нормы права
- 2.4. Источники (формы) права. Закон и подзаконные акты
- 2.5. Система права
- Вопросы для повторения
- Глава 3 правоотношения
- 3.1. Понятие правоотношения
- 3.2. Структура правоотношения
- 3.3. Юридические факты
- Вопросы для повторения
- Глава 4 правонарушения и юридическая ответственность
- 4.1. Понятие правонарушения. Его юридический состав
- 4.2. Виды правонарушений
- 4.3. Понятие и виды юридической ответственности
- Вопросы для повторения:
- Глава 5 законность и правопорядок. Правосознание и правовая культура
- 5.1. Понятие законности и ее основные признаки
- 5.2. Законность и правопорядок
- 5.3. Правосознание и правовая культура. Их роль в осуществлении законности и правопорядка
- Вопросы для повторения
- Глава 6 правовое государство
- 6.1. Правовое государство и гражданское общество. Признаки правового государства
- 6.2. Проблемы и пути формирования правового государства в России
- Вопросы для повторения
- Глава 7 конституция российской федерации и ее развитие
- 7.1. Конституция – основной закон государства: понятие и юридические свойства
- 7.2. Этапы конституционного развития России
- Вопросы для повторения
- Глава 8 основы конституционного строя российской федерации
- Вопросы для повторения
- Глава 9 народовластие в российской федерации
- 9.1. Формы осуществления народовластия
- 9.2. Основы правового статуса общественных объединений
- Вопросы для повторения
- Глава 10 основы правового статуса человека и гражданина
- 10.1. Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы
- 10.2. Гражданство
- 10.3. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
- Вопросы для повторения
- Глава 11 федеративное устройство россии
- 11.1. Понятие и принципы федеративного устройства России
- 11.2. Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов
- 11.3. Компетенция Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами
- Вопросы для повторения
- Глава 12
- 12.2. Понятие и виды государственных органов
- 12.3. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления. Избирательное право
- Вопросы для повторения
- Глава 13 президент российской федерации
- 13.1. Возникновение и развитие института
- Президентства в России
- 13.2. Основы конституционного статуса Президента Российской Федерации, его положение в системе органов государства
- 13.3. Порядок выборов и прекращения полномочий Президента Российской Федерации
- 13.4. Компетенция Президента Российской Федерации
- Вопросы для повторения
- Глава 14 федеральное собрание
- 14.1. Основы конституционного статуса Федерального
- Собрания, его место в системе органов государства
- 14.2. Палаты Федерального Собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация
- 14.3. Компетенция Федерального Собрания и его палат
- 14.4. Порядок деятельности Федерального Собрания. Законодательный процесс
- Вопросы для повторения
- Глава 15 органы исполнительной власти российской федерации
- 15.1. Правительство Российской Федерации
- 15.2. Иные федеральные органы исполнительной власти
- Вопросы для повторения
- Глава 16 конституционные основы судебной системы. Правоохранительные органы
- 16.1. Конституционные принципы осуществления судебной власти
- 16.2. Конституционный Суд Российской Федерации
- 16.3. Верховный Суд Российской Федерации
- 16.4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
- 16.5. Прокуратура
- 16.6. Адвокатура
- 16.7. Министерство внутренних дел Российской Федерации и его органы
- 16.8. Министерство юстиции Российской Федерации
- Вопросы для повторения
- 17.2. Принципы и функции местного самоуправления
- 17.3. Органы местного самоуправления
- 17.4. Основы деятельности местного самоуправления
- 17.5. Предметы ведения местного самоуправления
- 17.6. Конституционные гарантии правомочий местного самоуправления
- Вопросы для повторения
- Глава 18 трудовое право
- 18.1. Понятие трудового права
- 18.2. Источники трудового права
- 18.3. Коллективный договор и соглашения
- 18.4. Обеспечение занятости и трудоустройство
- 18.5. Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание
- 18.6. Порядок заключения трудового договора (контракта)
- 18.7. Трудовая книжка
- 18.8. Перевод на другую работу
- 18.9. Основания прекращения трудового договора (контракта)
- Вопросы для повторения
- Глава 19 общая характеристика отдельных институтов трудового права
- 19.1. Понятие и виды рабочего времени
- 19.2. Понятие и виды времени отдыха
- 19.3. Дисциплина труда
- 19.4. Материальная ответственность
- 19.5. Охрана труда
- 19.6. Трудовые споры
- Вопросы для повторения
- Глава 20 общие положения гражданского права
- 20.1. Понятие, законодательство и система гражданского права
- 20.2. Гражданское правоотношение
- 20.3. Сделки. Представительство. Исковая давность
- Вопросы для повторения
- Глава 21 право собственности. Право интеллектуальной собственности
- 21.1. Понятие и формы права собственности
- 21.2. Право интеллектуальной собственности
- Вопросы для повторения
- Глава 22
- 22.2. Договорные обязательства
- 22.3. Обязательства, возникающие из причинения вреда и неосновательного обогащения
- 22.4. Наследственное право
- Вопросы для повторения
- Глава 23 общая характеристика семейного права
- Вопросы для повторения
- Глава 24 административное право
- 24.1. Сущность, предмет и метод административного права
- 24.2. Нормы административного права
- 24.3. Субъекты административного права
- 24.4. Административное принуждение
- 24.5. Административное правонарушение и административная ответственность
- Вопросы для повторения
- Глава 25 уголовное право
- 25.1. Понятие и задачи уголовного права
- 25.2. Уголовный закон
- 25.3. Понятие преступления
- 25.4. Понятие уголовной ответственности, ее основание
- 25.5. Ответственность несовершеннолетних
- 25.6. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 25.7. Соучастие в преступлении
- 25.8. Понятие и цели наказания
- 25.9. Система и виды наказания
- 25.10. Характеристика Особенной части Уголовного кодекса рф
- Раздел VII (гл. 16–20) – преступления против личности. Эти преступления посягают на такие неотъемлемые права личности, как жизнь и здоровье (гл. 16).
- Раздел IX (гл. 24–28) ук рассматривает преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
- 25.11. Уголовная ответственность за преступления против личности, прав и свобод граждан
- Глава 17 ук устанавливает уголовную ответственность за посягательства на свободу, честь и достоинство личности.*
- 25.12. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 25.13. Уголовная ответственность за преступления против собственности
- Вопросы для повторения
- Глава 26 земельное право
- 26.1. Предмет правового регулирования
- И понятие земельного права
- 26.2. Источники земельного права
- 26.3. Право частной собственности на землю
- 26.4. Право собственности на земельную долю
- 26.5. Право общей собственности на землю
- 26.6. Право государственной собственности на землю и другие природные ресурсы
- 26.7. Право муниципальной собственности на землю
- 26.8. Вещные права лиц, не являющихся собственниками
- 26.9. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
- 26.10. Правовой режим земель населенных пунктов
- 26.11. Правовой режим земель специального назначения и особо охраняемых природных территорий
- 26.12. Правовой режим земель лесного и водного фонда, государственного запаса
- Вопросы для повторения
- Глава 27 экологическое право
- 27.1. Понятие и общая характеристика экологического права
- 27.2. Принципы экологического права
- 27.3. Особенности методов правового регулирования
- 27.4. Система экологического права
- 27.5. Источники экологического права
- 27.6. Право собственности на природные ресурсы
- 27.7. Управление охраной окружающей среды и природопользованием
- 27.8. Экономический механизм охраны окружающей среды
- 27.9. Право природопользования и его виды
- 27.10. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
- Вопросы для повторения