17.2. Принципы и функции местного самоуправления
Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.
К ним относятся:
1) самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения (непосредственно, через выборные и иные органы местного самоуправления).
Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно. Эти и другие вопросы организации и осуществления местного самоуправления регулируются в уставе муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления;
2) организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством (органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно).
На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами. Он заключается в том, что:
а) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;
б) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;
в) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих;
г) решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда;
3) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления (оно реализуется гражданами через институты прямой и представительной демократии). Это обусловлено рядом причин.
Во-первых, на организацию местного самоуправления в Российской Федерации оказывает влияние федеративное устройство нашего государства. В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации относится установление общих принципов организации местного самоуправления. В рамках данных общих принципов субъекты Федерации самостоятельно осуществляют более детальную регламентацию организации местного самоуправления.
Во-вторых, Российская Федерация – многонациональная страна, многие регионы которой отличаются самобытностью, особенностью исторических и иных местных традиций. Все это не может не накладывать отпечаток на формы и способы организации и осуществления местного самоуправления.
Наконец, многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления связано с возможностью самого населения избрать ту или иную организационную модель местного самоуправления;
4) соответствие полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам. Местное самоуправление должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства, необходимые для осуществления своих функций. Это тем более необходимо при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Конституция РФ, гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признает и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность (ст. 8). В муниципальной собственности находятся имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество.
Статья 132 Конституции РФ предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.
Кроме того, органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления руководствуются в своей деятельности такими общими и для государственной власти, и для власти местного самоуправления принципами, как: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность, гласность, сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан.
Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Они обусловлены природой местного самоуправления, а также теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.
Перечень полномочий органов местного самоуправления (а полномочия можно рассматривать как правовое выражение их деятельности) позволяет суммарно выделить следующие основные функции этих органов.
1. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям, прежде всего, относятся: а) наличие выборных органов местного самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.
Участие населения муниципального образования в решении местных дел осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно.
2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления*. Каждое муниципальное образование имеет муниципальную собственность и местный бюджет.
* См.: Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464; 1999. № 28. Ст. 3492.
Свое социальное предназначение местное самоуправление может оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы. Государство признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать все эти вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.
Права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, – непосредственно население.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности.
3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К ведению местного самоуправления относятся вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Муниципальные образования – города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа и другие – представляют собой своеобразные территориально-производственные и хозяйственные комплексы. Комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан.
Функция комплексного социально-экономического развития муниципального образования осуществляется, прежде всего, посредством планирования. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также контролируют их реализацию, утверждая отчеты об их исполнении. При этом органы местного самоуправления не должны допускать перекосов в развитии производственной и социальной инфраструктур, добиваясь их гармонического сочетания. Планы и программы развития муниципального образования должны быть направлены на обеспечение оптимальных пропорций в развитии разных сфер местной жизни, рационального использования природных и иных ресурсов. Осуществляя данную функцию, органы местного самоуправления должны учитывать и интересы развития территории субъекта РФ в целом.
Осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования тесно связано с его бюджетно-финансовой политикой, направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированности и увязки.
4. Удовлетворение жизненных основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. К основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению жизненных основных потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.
Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления, во-первых, организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные предприятия, учреждения, организации и службы.
Во-вторых, муниципальные органы обязаны создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства; для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку и содействие занятости населения; противопожарную безопасность в муниципальном образовании.
В-третьих, органы местного самоуправления регулируют вопросы, относящиеся к данной области муниципальной деятельности. Представительные органы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по этим вопросам местной жизни.
В-четвертых, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере контрольную деятельность, что служит созданию необходимых предпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и свобод граждан, обеспечению стабильного правового режима муниципального образования.
5. Охрана общественного порядка. Статья 132 (ч. 1) Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.
Общественный порядок – основа нормальной жизни муниципального образования, функционирования местной демократии, необходимое условие реализации прав и свобод граждан.
Общественный порядок характеризует состояние местной жизни муниципального образования, уровень правовой культуры и правосознания муниципальных служащих, граждан, их объединений. Большое значение для упрочения общественного порядка имеет урегулирован-ность вопросов местной жизни.
Охрану общественного порядка в муниципальном образовании должны обеспечивать муниципальные органы охраны общественного порядка, которые согласно Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны формироваться самими муниципальными образованиями.
В настоящее время охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью милиции общественной безопасности, которая является составной частью милиции РФ и входит в структуру Министерства внутренних дел РФ.
В обеспечении охраны общественного порядка на территории муниципального образования принимают участие комиссии, функционирующие при местной администрации: административные, наблюдательные и др. Кроме того, возможно и участие населения в реализации данной функции путем создания народных дружин, использования других форм общественной самодеятельности граждан.
6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ). Государство обеспечивает соблюдение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. В Российской Федерации действует система государственных гарантий местного самоуправления, включая право на судебную защиту. Таким образом, защита прав местного самоуправления – это важная сторона государственной деятельности.
Вместе с тем необходимо учитывать, что нередко права и законные интересы местного самоуправления, как показывает практика реализации муниципального законодательства, нарушаются и ущемляются, в том числе и государственными органами. Органы местного самоуправления, взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои конституционные полномочия на судебную и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случае их игнорирования и нарушения. Все это дает основание выделить в качестве функции местного самоуправления деятельность граждан и органов местного самоуправления по защите интересов и прав муниципальных образований, их населения.
- Удк 34(075.8)
- Глава 26 211
- Глава 27 219
- Принятые сокращения
- Глава 1 государство
- 1.1. Общество и государство
- 1.2. Понятие и социальное назначение государства. Его функции
- 1.3. Форма государства
- Вопросы для повторения
- Глава 2 право
- 2.1. Понятие права. Его социальное назначение.
- Взаимосвязь права и государства
- 2.2. Право в системе социальных норм
- 2.3. Нормы права
- 2.4. Источники (формы) права. Закон и подзаконные акты
- 2.5. Система права
- Вопросы для повторения
- Глава 3 правоотношения
- 3.1. Понятие правоотношения
- 3.2. Структура правоотношения
- 3.3. Юридические факты
- Вопросы для повторения
- Глава 4 правонарушения и юридическая ответственность
- 4.1. Понятие правонарушения. Его юридический состав
- 4.2. Виды правонарушений
- 4.3. Понятие и виды юридической ответственности
- Вопросы для повторения:
- Глава 5 законность и правопорядок. Правосознание и правовая культура
- 5.1. Понятие законности и ее основные признаки
- 5.2. Законность и правопорядок
- 5.3. Правосознание и правовая культура. Их роль в осуществлении законности и правопорядка
- Вопросы для повторения
- Глава 6 правовое государство
- 6.1. Правовое государство и гражданское общество. Признаки правового государства
- 6.2. Проблемы и пути формирования правового государства в России
- Вопросы для повторения
- Глава 7 конституция российской федерации и ее развитие
- 7.1. Конституция – основной закон государства: понятие и юридические свойства
- 7.2. Этапы конституционного развития России
- Вопросы для повторения
- Глава 8 основы конституционного строя российской федерации
- Вопросы для повторения
- Глава 9 народовластие в российской федерации
- 9.1. Формы осуществления народовластия
- 9.2. Основы правового статуса общественных объединений
- Вопросы для повторения
- Глава 10 основы правового статуса человека и гражданина
- 10.1. Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы
- 10.2. Гражданство
- 10.3. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
- Вопросы для повторения
- Глава 11 федеративное устройство россии
- 11.1. Понятие и принципы федеративного устройства России
- 11.2. Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов
- 11.3. Компетенция Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами
- Вопросы для повторения
- Глава 12
- 12.2. Понятие и виды государственных органов
- 12.3. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления. Избирательное право
- Вопросы для повторения
- Глава 13 президент российской федерации
- 13.1. Возникновение и развитие института
- Президентства в России
- 13.2. Основы конституционного статуса Президента Российской Федерации, его положение в системе органов государства
- 13.3. Порядок выборов и прекращения полномочий Президента Российской Федерации
- 13.4. Компетенция Президента Российской Федерации
- Вопросы для повторения
- Глава 14 федеральное собрание
- 14.1. Основы конституционного статуса Федерального
- Собрания, его место в системе органов государства
- 14.2. Палаты Федерального Собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация
- 14.3. Компетенция Федерального Собрания и его палат
- 14.4. Порядок деятельности Федерального Собрания. Законодательный процесс
- Вопросы для повторения
- Глава 15 органы исполнительной власти российской федерации
- 15.1. Правительство Российской Федерации
- 15.2. Иные федеральные органы исполнительной власти
- Вопросы для повторения
- Глава 16 конституционные основы судебной системы. Правоохранительные органы
- 16.1. Конституционные принципы осуществления судебной власти
- 16.2. Конституционный Суд Российской Федерации
- 16.3. Верховный Суд Российской Федерации
- 16.4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
- 16.5. Прокуратура
- 16.6. Адвокатура
- 16.7. Министерство внутренних дел Российской Федерации и его органы
- 16.8. Министерство юстиции Российской Федерации
- Вопросы для повторения
- 17.2. Принципы и функции местного самоуправления
- 17.3. Органы местного самоуправления
- 17.4. Основы деятельности местного самоуправления
- 17.5. Предметы ведения местного самоуправления
- 17.6. Конституционные гарантии правомочий местного самоуправления
- Вопросы для повторения
- Глава 18 трудовое право
- 18.1. Понятие трудового права
- 18.2. Источники трудового права
- 18.3. Коллективный договор и соглашения
- 18.4. Обеспечение занятости и трудоустройство
- 18.5. Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание
- 18.6. Порядок заключения трудового договора (контракта)
- 18.7. Трудовая книжка
- 18.8. Перевод на другую работу
- 18.9. Основания прекращения трудового договора (контракта)
- Вопросы для повторения
- Глава 19 общая характеристика отдельных институтов трудового права
- 19.1. Понятие и виды рабочего времени
- 19.2. Понятие и виды времени отдыха
- 19.3. Дисциплина труда
- 19.4. Материальная ответственность
- 19.5. Охрана труда
- 19.6. Трудовые споры
- Вопросы для повторения
- Глава 20 общие положения гражданского права
- 20.1. Понятие, законодательство и система гражданского права
- 20.2. Гражданское правоотношение
- 20.3. Сделки. Представительство. Исковая давность
- Вопросы для повторения
- Глава 21 право собственности. Право интеллектуальной собственности
- 21.1. Понятие и формы права собственности
- 21.2. Право интеллектуальной собственности
- Вопросы для повторения
- Глава 22
- 22.2. Договорные обязательства
- 22.3. Обязательства, возникающие из причинения вреда и неосновательного обогащения
- 22.4. Наследственное право
- Вопросы для повторения
- Глава 23 общая характеристика семейного права
- Вопросы для повторения
- Глава 24 административное право
- 24.1. Сущность, предмет и метод административного права
- 24.2. Нормы административного права
- 24.3. Субъекты административного права
- 24.4. Административное принуждение
- 24.5. Административное правонарушение и административная ответственность
- Вопросы для повторения
- Глава 25 уголовное право
- 25.1. Понятие и задачи уголовного права
- 25.2. Уголовный закон
- 25.3. Понятие преступления
- 25.4. Понятие уголовной ответственности, ее основание
- 25.5. Ответственность несовершеннолетних
- 25.6. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 25.7. Соучастие в преступлении
- 25.8. Понятие и цели наказания
- 25.9. Система и виды наказания
- 25.10. Характеристика Особенной части Уголовного кодекса рф
- Раздел VII (гл. 16–20) – преступления против личности. Эти преступления посягают на такие неотъемлемые права личности, как жизнь и здоровье (гл. 16).
- Раздел IX (гл. 24–28) ук рассматривает преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
- 25.11. Уголовная ответственность за преступления против личности, прав и свобод граждан
- Глава 17 ук устанавливает уголовную ответственность за посягательства на свободу, честь и достоинство личности.*
- 25.12. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 25.13. Уголовная ответственность за преступления против собственности
- Вопросы для повторения
- Глава 26 земельное право
- 26.1. Предмет правового регулирования
- И понятие земельного права
- 26.2. Источники земельного права
- 26.3. Право частной собственности на землю
- 26.4. Право собственности на земельную долю
- 26.5. Право общей собственности на землю
- 26.6. Право государственной собственности на землю и другие природные ресурсы
- 26.7. Право муниципальной собственности на землю
- 26.8. Вещные права лиц, не являющихся собственниками
- 26.9. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
- 26.10. Правовой режим земель населенных пунктов
- 26.11. Правовой режим земель специального назначения и особо охраняемых природных территорий
- 26.12. Правовой режим земель лесного и водного фонда, государственного запаса
- Вопросы для повторения
- Глава 27 экологическое право
- 27.1. Понятие и общая характеристика экологического права
- 27.2. Принципы экологического права
- 27.3. Особенности методов правового регулирования
- 27.4. Система экологического права
- 27.5. Источники экологического права
- 27.6. Право собственности на природные ресурсы
- 27.7. Управление охраной окружающей среды и природопользованием
- 27.8. Экономический механизм охраны окружающей среды
- 27.9. Право природопользования и его виды
- 27.10. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
- Вопросы для повторения