7.5. Международные морские перевозки
Правовой режим морской транспортной среды установлен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция закрепляет четкую делимитацию морских пространств, их международно-правовой статус. Положения Конвенции затрагивают и проблемы МЧП – право мирного прохода; гражданская юрисдикция в отношении иностранных судов; иммунитет государственных судов, эксплуатируемых в не ком мер чес ких целях; национальность судов; «удобные флаги»; клаузула о наиболее благоприятствуемой нации.
Правовое регулирование перевозок грузов морем включает в себя нормы морского судоходства и торгового мореплавания и является подсистемой МЧП. В доктрине уже довольно давно установились понятия «МЧМП» и «торговое мореплавание». Группы отношений в этой сфере – вещные права на морские суда, договоры морской перевозки, отношения, связанные с риском мореплавания. Коллизионное регулирование правоотношений в этой сфере характеризуется обилием разнообразных коллизионных норм, их развернутой системой. Кроме общих коллизионных привязок действует большое количество специальных (закон флага и т. д.). Характерно видоизменение общих коллизионных начал, их трансформация в специальные: закон порта отправления вместо закона места заключения договора, закон места столкновения судов вместо закона совершения правонарушения и др. Наиболее важными коллизионными принципами для международных морских перевозок являются автономия воли и закон суда.
Процесс унификации МЧМП идет уже более ста лет. На региональном уровне наиболее удачными примерами унификации являются Кодекс Бустаманте, Соглашение Монтевидео о торговом судоходстве 1940 г. (Латинская Америка). В середине XIX в. б^1ли предприняты первые попытки общемировой кодификации морского права. В настоящее время в области МЧМП действует большое количество универсальных, многосторонних международных соглашений: комплекс Брюссельских конвенций по международному морскому судоходству (Брюссельские конвенции 1910 г. для объединения некоторых правил относительно столкновения судов, относительно оказания помощи и спасания на море); Конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. с изменениями, внесенными протоколом 1996 г.; Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г.; Конвенция ООН о международной смешанной перевозке грузов 1980 г.; Международная конвенция об ответственности и компенсации ущерба в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г. и др.
Основными формами организации морских перевозок являются линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная). Международная линейная перевозка оформляется коносаментом. Коносамент – это специальная расписка, удостоверяющая принятие перевозчиком груза для транспортировки его морем. Первая попытка определения международного статуса коносамента была предпринята в Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (принята под эгидой Международного морского комитета). Конвенция вступила в силу в 1931 г. под названием Гаагские правила 1924 г. Эти правила представляют собой один из основных действующих источников унифицированных норм, регламентирующих имущественные отношения в области торгового мореплавания.
Ключевые положения Гаагских правил – это нормы об ответственности перевозчика. Правилами установлен обязательный минимум ответственности перевозчика и одновременно защищены его интересы: предусмотрены исключения из правил об ответственности и перечислены основания, освобождающее судно и перевозчика от ответственности. Гаагские правила основаны на принципе презумпции вины перевозчика.
Гаагские правила имеют диспозитивный характер и отличаются узкой сферой применения. Они содержат ограниченный круг унифицированных норм, регулирующих перевозку. Вне сферы действия Правил остались проблемы каботажа, чартера, погрузки, выгрузки.
В 1968 г. были приняты Правила Висби – дополнительный протокол к Брюссельской конвенции 1924 г. Правила Висби расширили сферу действия Гаагских правил, предусмотрев их применение к любому коносаменту. В Правилах 1968 г. закреплены нормы об усилении ответственности перевозчика, о повышении пределов его ответственности, увеличена оборотоспособность коносамента. В 1979 г. был принят Протокол об изменении Брюссельской конвенции 1924 г.
Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила) имеет более широкую сферу действия, чем Гаагские правила (охватывают перевозки животных, палубных и опасных грузов). Гамбургские правила установили дополнительно еще 13 обязательных элементов коносамента. Все нормы Правил имеют императивный характер. Установлен принцип презумпции вины морского перевозчика, сформулированный в общей форме (не в виде перечня оснований, исключающих ответственность), расширены пределы его ответственности. Из Гамбургских правил исключены нормы об освобождении от ответственности при навигационной ошибке. По сравнению с Гаагскими правилами увеличены сроки исковой давности по требованиям к перевозчику. Гамбургские правила содержат целый конгломерат норм об арбитраже и юрисдикции: правило о множественности юрисдикции, возможность подсудности по выбору истца, отказ от практики решения вопроса о подсудности на основе пророгационного соглашения сторон, возможность арбитражного рассмотрения спора при наличии арбитражной оговорки.
Морские перевозки пассажиров регулирует Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. В Конвенции определено понятие международной перевозки пассажиров. Афинская конвенция восприняла многие нормы Брюссельской конвенции – ответственность перевозчика за ущерб, принцип пре-зюмируемой вины перевозчика, установление пределов его ответственности и освобождение от ответственности в случае виновного поведения пассажира. Бремя доказывания возложено на перевозчика. Афинская кон вен ция предусматривает воз мож ность по вы ше ния пределов ответственности перевозчика на основе точно выраженного письменного соглашения между пассажиром и перевозчиком. Нормы Конвенции вводят в оборот новое понятие «каютный багаж». В настоящее время Юридический комитет ИМО разрабатывает проект Протокола относительно финансовой безопасности к Афинской конвенции, предусматривающий изменения в порядке исчисления пределов ответственности перевозчика.
- Ирина Викторовна Гетьман-Павлова
- 2. Органы власти
- 3. Другие сокращения
- Общая часть Тема 1. Понятие и система международного частного права
- 1.1. Понятие и предмет международного частного права
- 1.2. Место международного частного права в системе права
- 1.3. Нормативная структура международного частного права
- 1.4. Методы регулирования в международном частном праве
- Тема 2. Источники международного частного права
- 2.1. Понятие и специфика источников международного частного права
- 2.2. Национальное право как источник международного частного права
- 2.3. Международное право как источник международного частного права
- 2.4. Судебная и арбитражная практика как источник международного частного права
- 2.5. Доктрина права, аналогия права и закона, общие принципы права цивилизованных народов как источник международного частного права
- 2.6. Автономия воли субъектов правоотношения как источник международного частного права
- Тема 3. Коллизионное право – центральная часть и подсистема международного частного права
- 3.1. Основные начала коллизионного права
- 3.2. Коллизионная норма, ее строение и особенности
- 3.3. Виды коллизионных норм
- 3.4. Основные типы коллизионных привязок
- 3.5. Современные проблемы коллизионного права
- 3.6. Квалификация коллизионной нормы, ее толкование и применение
- 3.7. Пределы применения и действия коллизионных норм
- 3.8. Теория отсылок в международном частном праве
- 3.9. Установление содержания иностранного права
- Тема 4. Субъекты международного частного права
- 4.1. Положение физических лиц в международном частном праве, определение их гражданской правоспособности
- 4.2. Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве
- 4.3. Правовой статус юридических лиц в международном частном праве
- 4.4. Специфика правового статуса транснациональных компаний
- 4.5. Правовое положение государства как субъекта международного частного права
- 4.6. Международные межправительственные организации как субъекты международного частного права
- Особенная часть Тема 5. Право собственности в международном частном праве
- 5.1. Коллизионные вопросы права собственности
- 5.2. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- 5.3. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах
- Тема 6. Право внешнеэкономических сделок
- 6.1. Общие положения
- 6.2. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок
- 6.3. Сфера действия обязательственного статута по внешнеэкономическим сделкам
- 6.4. Форма и порядок подписания сделок
- 6.5. Международно-правовая унификация норм по внешнеэкономическим сделкам
- 6.6. Международный торговый обычай
- 6.7. Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов
- 6.8. Теория lex mercatoria и негосударственное регулирование внешнеэкономических сделок
- Тема 7. Право международных перевозок
- 7.1. Общие положения права международных перевозок
- 7.2. Международные железнодорожные перевозки
- 7.3. Международные автомобильные перевозки
- 7.4. Международные воздушные перевозки
- 7.5. Международные морские перевозки
- 7.6. Отношения, связанные с риском мореплавания
- Тема 8. Международное частное валютное право
- 8.1. Финансирование международных коммерческих операций
- 8.2. Международные расчеты, валютные и кредитные отношения
- 8.3. Формы международных расчетов
- 8.4. Международные расчеты с использованием векселя
- 8.5. Международные расчеты с использованием чека
- 8.6. Правовая специфика денежных обязательств
- Тема 9. Интеллектуальная собственность в международном частном праве
- 9.1. Понятие и особенности интеллектуальной собственности
- 9.2. Специфика авторского права в международном частном праве
- 9.3. Международная охрана авторских прав и смежных прав
- 9.4. Специфика права промышленной собственности в международном частном праве
- 9.5. Международное и национальное регулирование изобретательского права
- Тема 10. Брачносемейные отношения в международном частном праве
- 10.1. Основные проблемы брачносемейных отношений с иностранным элементом
- 10.2. Заключение браков
- 10.3. Расторжение браков
- 10.4. Правоотношения между супругами
- 10.5. Правоотношения между родителями и детьми
- 10.6. Усыновление (удочерение) в международном частном праве
- Тема 11. Наследственные правоотношения в международном частном праве
- 11.1. Основные проблемы в области наследственных отношений, осложненных иностранным элементом
- 11.2. Наследственные права иностранцев в Российской Федерации и российских граждан за рубежом
- 11.3. Режим «выморочного имущества» в международном частном праве
- Тема 12. Международное частное трудовое право
- 12.1. Коллизионные проблемы международных трудовых отношений
- 12.2. Трудовые отношения с иностранным элементом по законодательству рф
- 12.3. Несчастные случаи на производстве и «увечные дела»
- Тема 13. Обязательства из правонарушений в международном частном праве
- 13.1. Основные проблемы обязательств из правонарушений (деликтов)
- 13.2. Деликтные обязательства с иностранным элементом в Российской Федерации
- 13.3. Унифицированные международно-правовые нормы деликтных обязательств
- Международный гражданский процесс Тема 14. Судебное разбирательство гражданских дел с иностранным элементом
- 14.1. Понятие международного гражданского процесса
- 14.2. Источники международного гражданского процесса
- 14.3. Общие начала процессуального положения иностранных лиц в гражданском судопроизводстве
- 14.4. Международная подсудность
- 14.5. Исполнение иностранных судебных поручений
- 14.6. Признание и исполнение иностранных судебных решений
- 14.7. Нотариальные действия в международном частном праве и международном гражданском процессе
- Тема 15. Международный коммерческий арбитраж
- 15.1. Правовая природа международного коммерческого арбитража
- 15.2. Виды международного коммерческого арбитража
- 15.3. Право, применимое арбитражем
- 15.4. Арбитражное соглашение
- 15.5. Форма и содержание арбитражного соглашения
- 15.6. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
- 15.7. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации
- Список литературы