5.2. Правовое регулирование иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции – это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли. Инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные). Прямые инвестиции – это создание совместных предприятий и предприятий, на 100 % принадлежащих иностранным инвесторам. Иностранные инвесторы прямо и непосредственно участвуют в управлении предприятием. Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении компанией, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги (т. е. на капитал, вложенный в эти предприятия).
В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа – национальное законодательство принимающего государства). Международно-пра во вое уни вер саль ное регулирование предусмотрено в Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. и в Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.
В соответствии с Вашингтонской конвенцией при МБРР был учрежден МЦУИС. Разрешение инвестиционных споров производится путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства (гл. IV). В целях избежания споров принимающие государства обязаны предоставлять национальные гарантии иностранных инвестиций.
Более действенный способ защиты иностранных инвестиций – это страхование. Сеульская конвенция предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Функции МИГА – заключение договоров страхования и перестрахования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков. В Сеульской конвенции закреплено понятие традиционных некоммерческих рисков – это риски, связанные с переводом валют (кроме девальвации местной валюты), экспроприацией или аналогичными мерами, войной, революцией, государственными переворотами и гражданскими беспорядками (кроме террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий). Кроме традиционных некоммерческих рисков Сеульская конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства. В соответствии с Конвенцией создана система государственного и частного страхования на национальном уровне, дополненная международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций.
Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. стран СНГ определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов. Для иностранных инвесторов устанавливается национальный режим (за исключением изъятий, определенных в национальном законодательстве государств-участников). Инвесторам предоставляются гарантии от изменения законодательства; защита от национализации; право на использование доходов, приобретение акций и ценных бумаг, участие в приватизации, приобретение вещных прав на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество, заключение концессионных договоров и соглашений о разделе продукции в отношении объектов, относящихся к монополии принимающего государства.
Наиболее гибким инструментом регулирования инвестиционных отношений являются двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений. Цель таких соглашений – обеспечить на территории одного договаривающегося государства максимальную защиту капиталовложений другого договаривающегося государства, предоставление гарантий беспрепятственного вывоза валютной части прибыли и гарантий от некоммерческих рисков. В двусторонних международных договорах о взаимной защите инвестиций предусматривается взаимная обязанность государств не проводить принудительного изъятия капиталовложений путем национализации, реквизиций или конфискации в административном порядке. Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций связывают большинство государств мира (Российская Федерация заключила более 30 подобных соглашений – с Финляндией, Францией, Канадой, США, Италией, Австрией, Данией, Грецией и др.).
Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства в значительной степени способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговом праве термины, установить круг налогооблага-емых доходов и налоговый режим. Все это создает дополнительные гарантии для иностранных инвесторов. Россия участвует почти в 90 двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения (с Великобританией, Канадой, Кипром, Испанией, Италией, Бельгией, Австрией, Японией, ФРГ, США и др.)
В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях. К ним применяется общее законодательство (антимонопольное, антитрестовское, налоговое, гражданское, валютное, банковское). Специальные законодательные акты об иностранных инвестициях приняты практически во всех государствах и устанавливают порядок инвестирования, правовой режим иностранной собственности, организацию иностранных капиталовложений, режимы иностранных инвестиций, льготы для них, полную и безусловную правовую защиту иностранных инвесторов. Каждое государство самостоятельно устанавливает порядок допуска иностранного капитала на свою территорию. В одних странах действует разрешительная, или лицензионная, система (Индия, страны Латинской Америки), в других установлен режим свободного допуска иностранного капитала.
В любом случае принимающее государство обязано создавать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Договор 1994 г. к Энергетической хартии предписывает принимающим государствам устанавливать для иностранных инвесторов национальный режим или режим наибольшего благоприятствования. Изъятия из этих режимов должны быть сведены к минимуму. Как правило, в национальном законодательстве предусмотрено несколько видов режимов иностранного инвестирования. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального может устанавливаться и особо льготный (преференциальный) режим. Преференциальный режим предусматривается для иностранных инвесторов, производящих инвестирование в особо крупных размерах либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики.
В законодательстве большинства государств есть «дедушкина» (стабилизационная) оговорка о применении к иностранным инвесторам более благоприятного для них законодательства. В законодательстве Армении, Молдовы, Казахстана закреплено положение о том, что, если новое законодательство ухудшает положение иностранного инвестора, к нему применяется автоматически прежнее законодательство вплоть до истечения срока инвестиционного соглашения. В российском законодательстве «дедушкина» оговорка сформулирована несколько иначе: иностранный инвестор в случае ухудшения своего положения вследствие изменения законодательства сам должен обратиться в компетентные органы с требованием о применении к нему прежнего законодательства.
Серьезным препятствием для осуществления иностранного инвестирования является проблема национализации имущества иностранных частных лиц. В современном международном праве признается недопустимость национализации имущества иностранного государства и правомерность национализации иностранной частной собственности. Однако в современном праве и практике закреплена безусловная обязанность государства выплатить иностранному лицу быструю, эффективную и адекватную компенсацию в случае национализации его собственности. Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, как правило, предусматривают отказ принимающего государства от принудительного изъятия иностранных капиталовложений путем национализации, конфискации или реквизиции.
В России отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают специ^ьные ФЗ от 30.12.1995 № 225-Фз «О соглашениях о разделе продукции», от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и др., отдельные отраслевые законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Во многих субъектах РФ принято собственное инвестиционное законодательство.
Под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, – деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, услуги и информация. Иностранные инвесторы на территории РФ пользуются национальным режимом. Российское законодательство закрепляет целый комплекс мер, гарантирующих стабильность правового положения иностранных ин ве с то ров.
В российском законодательстве сохраняется право Российской Федерации на национализацию, но устанавливается принцип быстрой, адекватной и эффективной компенсации в пользу иностранного собственника. Выплата компенсации производится в той валюте, в которой было произведено инвестирование, либо в любой другой валюте по желанию инвестора. К спорам о национализации должно применяться российское право, а сами споры рассматриваться в российских правоприменительных органах. Естественны резко отрицательное отношение иностранных инвесторов к подобным установлениям нашего национального права и их нежелание рисковать своими капиталами, вкладывая их в российскую экономику.
- Ирина Викторовна Гетьман-Павлова
- 2. Органы власти
- 3. Другие сокращения
- Общая часть Тема 1. Понятие и система международного частного права
- 1.1. Понятие и предмет международного частного права
- 1.2. Место международного частного права в системе права
- 1.3. Нормативная структура международного частного права
- 1.4. Методы регулирования в международном частном праве
- Тема 2. Источники международного частного права
- 2.1. Понятие и специфика источников международного частного права
- 2.2. Национальное право как источник международного частного права
- 2.3. Международное право как источник международного частного права
- 2.4. Судебная и арбитражная практика как источник международного частного права
- 2.5. Доктрина права, аналогия права и закона, общие принципы права цивилизованных народов как источник международного частного права
- 2.6. Автономия воли субъектов правоотношения как источник международного частного права
- Тема 3. Коллизионное право – центральная часть и подсистема международного частного права
- 3.1. Основные начала коллизионного права
- 3.2. Коллизионная норма, ее строение и особенности
- 3.3. Виды коллизионных норм
- 3.4. Основные типы коллизионных привязок
- 3.5. Современные проблемы коллизионного права
- 3.6. Квалификация коллизионной нормы, ее толкование и применение
- 3.7. Пределы применения и действия коллизионных норм
- 3.8. Теория отсылок в международном частном праве
- 3.9. Установление содержания иностранного права
- Тема 4. Субъекты международного частного права
- 4.1. Положение физических лиц в международном частном праве, определение их гражданской правоспособности
- 4.2. Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве
- 4.3. Правовой статус юридических лиц в международном частном праве
- 4.4. Специфика правового статуса транснациональных компаний
- 4.5. Правовое положение государства как субъекта международного частного права
- 4.6. Международные межправительственные организации как субъекты международного частного права
- Особенная часть Тема 5. Право собственности в международном частном праве
- 5.1. Коллизионные вопросы права собственности
- 5.2. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- 5.3. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах
- Тема 6. Право внешнеэкономических сделок
- 6.1. Общие положения
- 6.2. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок
- 6.3. Сфера действия обязательственного статута по внешнеэкономическим сделкам
- 6.4. Форма и порядок подписания сделок
- 6.5. Международно-правовая унификация норм по внешнеэкономическим сделкам
- 6.6. Международный торговый обычай
- 6.7. Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов
- 6.8. Теория lex mercatoria и негосударственное регулирование внешнеэкономических сделок
- Тема 7. Право международных перевозок
- 7.1. Общие положения права международных перевозок
- 7.2. Международные железнодорожные перевозки
- 7.3. Международные автомобильные перевозки
- 7.4. Международные воздушные перевозки
- 7.5. Международные морские перевозки
- 7.6. Отношения, связанные с риском мореплавания
- Тема 8. Международное частное валютное право
- 8.1. Финансирование международных коммерческих операций
- 8.2. Международные расчеты, валютные и кредитные отношения
- 8.3. Формы международных расчетов
- 8.4. Международные расчеты с использованием векселя
- 8.5. Международные расчеты с использованием чека
- 8.6. Правовая специфика денежных обязательств
- Тема 9. Интеллектуальная собственность в международном частном праве
- 9.1. Понятие и особенности интеллектуальной собственности
- 9.2. Специфика авторского права в международном частном праве
- 9.3. Международная охрана авторских прав и смежных прав
- 9.4. Специфика права промышленной собственности в международном частном праве
- 9.5. Международное и национальное регулирование изобретательского права
- Тема 10. Брачносемейные отношения в международном частном праве
- 10.1. Основные проблемы брачносемейных отношений с иностранным элементом
- 10.2. Заключение браков
- 10.3. Расторжение браков
- 10.4. Правоотношения между супругами
- 10.5. Правоотношения между родителями и детьми
- 10.6. Усыновление (удочерение) в международном частном праве
- Тема 11. Наследственные правоотношения в международном частном праве
- 11.1. Основные проблемы в области наследственных отношений, осложненных иностранным элементом
- 11.2. Наследственные права иностранцев в Российской Федерации и российских граждан за рубежом
- 11.3. Режим «выморочного имущества» в международном частном праве
- Тема 12. Международное частное трудовое право
- 12.1. Коллизионные проблемы международных трудовых отношений
- 12.2. Трудовые отношения с иностранным элементом по законодательству рф
- 12.3. Несчастные случаи на производстве и «увечные дела»
- Тема 13. Обязательства из правонарушений в международном частном праве
- 13.1. Основные проблемы обязательств из правонарушений (деликтов)
- 13.2. Деликтные обязательства с иностранным элементом в Российской Федерации
- 13.3. Унифицированные международно-правовые нормы деликтных обязательств
- Международный гражданский процесс Тема 14. Судебное разбирательство гражданских дел с иностранным элементом
- 14.1. Понятие международного гражданского процесса
- 14.2. Источники международного гражданского процесса
- 14.3. Общие начала процессуального положения иностранных лиц в гражданском судопроизводстве
- 14.4. Международная подсудность
- 14.5. Исполнение иностранных судебных поручений
- 14.6. Признание и исполнение иностранных судебных решений
- 14.7. Нотариальные действия в международном частном праве и международном гражданском процессе
- Тема 15. Международный коммерческий арбитраж
- 15.1. Правовая природа международного коммерческого арбитража
- 15.2. Виды международного коммерческого арбитража
- 15.3. Право, применимое арбитражем
- 15.4. Арбитражное соглашение
- 15.5. Форма и содержание арбитражного соглашения
- 15.6. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
- 15.7. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации
- Список литературы