7.3. Международные автомобильные перевозки
Правовой статус наземной транспортной среды неразрывно связан с правовым статусом государственной территории. Суверенитет государства полностью распространяется на принадлежащие ему территориальные образования и предопределяет специфику правового режима наземной перевозки. Организация автомобильного сообщения самым тесным образом связана с нормами национального публичного права. Международное автомобильное сообщение, кроме того, обладает особой спецификой. Ав то тран с пор т ное средство пересекает границы и следует по дорогам разных государств, т. е. существует необходимость установления единообразных правил дорожного движения, единой системы дорожных знаков и сигналов.
Международная автомобильная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров автотранспортным средством на основе международного договора, при которой пункт отправления находится на территории одного государства, пункт назначения – на территории другого, а также перевозки транзитом. Соглашение о международной автомобильной перевозке представляет собой особый вид внешнеторговых сделок, особое коммерческое соглашение. Автоперевозки обычно осуществляются не сторонами контракта, а связанными с ними фирмами, которые могут сами заключать договор автоперевозки. Наиболее характерным юридическим признаком этих соглашений является их природа как двойной внешнеторговой сделки.
В Европе действует целая система международных договоров, регулирующих автоперевозки: Конвенция о дорожном движении 1949 г. (действует в части организации дорожного движения) и Протокол к ней о дорожных знаках и сигналах 1949 г.; Конвенция о дорожном движении 1968 г. (закрепляет единообразную систему дорожных знаков и сигналов, единую разметку дорог); Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов 1957 г. (ДОПОГ); Европейское соглашение о международных автомагистралях 1975 г. (СМА).
Среди региональных европейских соглашений основную роль в правовом регулировании международных автомобильных перевозок играют Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (КДПГ или ЦМР) и Женевская таможенная конвенция о международной перевозке грузов с использованием карнетов TIR (книжек МДП) 1975 г. (Конвенция МДП).
В КДПГ произведена унификация условий международной дорожной перевозки грузов. Область применения КДПГ – регулирование взаимоотношений перевозчика и грузовладельца, порядок приема груза к перевозке и его выдача в месте назначения. Сфера действия КДПГ: все договоры дорожной перевозки грузов за вознаграждение, когда место погрузки и место доставки груза находятся на территории двух разных государств, хотя бы одно из которых является участником Конвенции.
В КДПГ закреплены подробные правила обо всех основных условиях перевозки; установлен перечень перевозок, к которым Конвенция не применяется. Применение Конвенции не зависит от места жительства и национальности сторон договора. Нормы КДПГ имеют императивный характер. Отступления от ее положений недействительны. КДПГ представляет собой конгломерат материально-правовых и коллизионных норм. Коллизионное регулирование предусматривает применение общих и специальных коллизионных норм: автономия воли, закон суда, закон места отправления и места нахождения груза (общие); закон места нахождения главного управления предприятия ответчика, закон места нахождения конторы, заключившей договор, закон места предъ-явления груза перевозчику (специальные).
Конвенция МДП определяет порядок оформления таможенных формальностей и процедуру таможенного досмотра при международной дорожной перевозке грузов. Основной атрибут Конвенции – книжка МДП (единый таможенный документ), обладатель которой пользуется преимуществом первоочередного таможенного оформления (знак TIR). В государствах-участниках действуют специальные институты гарантийного объединения для защиты лиц, использующих процедуру МДП. В России создана АСМАП – некоммерческая организация, член Международного союза автомобильного транспорта. АСМАП – это гарантийное объединение российских международных автомобильных перевозчиков.
Россия участвует в большом количестве двусторонних международных договоров о международном автомобильном сообщении. Все эти соглашения содержат общие положения, которыми устанавливается разрешительная система международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов, разрешаются вопросы перевозок в третьи страны и из них (например, Российско-австрийское соглашение о международном автомобильном сообщении). Перевозки в третьи страны и из них осуществляются на основе «стандартной международной лицензии», выдаваемой с разрешения ЕКМТ, членом которой Россия является с 1997 г.
Поскольку автотранспортное средство является источником повышенной опасности, то при автомобильной перевозке очень важны гарантии, предоставляемые третьим лицам на случай причинения вреда. Автоперевозки предполагают обязательное страхование гражданской ответственности. В Европе с 1953 г. действует международная автомобильная страховая карточка (система «зеленой карточки»).
Гарантии при причинении вреда третьим лицам автотранспортным средством предоставляются и на международном уровне в соответствии с Гаагской конвенцией о законе, применимом по делам о несчастных случаях на дорожном движении, 1968 г. Конвенция содержит унифицированные международные коллизионные нормы. Основной коллизионной привязкой является материальное право страны, на территории которой произошел несчастный случай. Субсидиарные коллизионные нормы – место регистрации транспортного средства, место обычного жительства потерпевшего.
- Ирина Викторовна Гетьман-Павлова
- 2. Органы власти
- 3. Другие сокращения
- Общая часть Тема 1. Понятие и система международного частного права
- 1.1. Понятие и предмет международного частного права
- 1.2. Место международного частного права в системе права
- 1.3. Нормативная структура международного частного права
- 1.4. Методы регулирования в международном частном праве
- Тема 2. Источники международного частного права
- 2.1. Понятие и специфика источников международного частного права
- 2.2. Национальное право как источник международного частного права
- 2.3. Международное право как источник международного частного права
- 2.4. Судебная и арбитражная практика как источник международного частного права
- 2.5. Доктрина права, аналогия права и закона, общие принципы права цивилизованных народов как источник международного частного права
- 2.6. Автономия воли субъектов правоотношения как источник международного частного права
- Тема 3. Коллизионное право – центральная часть и подсистема международного частного права
- 3.1. Основные начала коллизионного права
- 3.2. Коллизионная норма, ее строение и особенности
- 3.3. Виды коллизионных норм
- 3.4. Основные типы коллизионных привязок
- 3.5. Современные проблемы коллизионного права
- 3.6. Квалификация коллизионной нормы, ее толкование и применение
- 3.7. Пределы применения и действия коллизионных норм
- 3.8. Теория отсылок в международном частном праве
- 3.9. Установление содержания иностранного права
- Тема 4. Субъекты международного частного права
- 4.1. Положение физических лиц в международном частном праве, определение их гражданской правоспособности
- 4.2. Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве
- 4.3. Правовой статус юридических лиц в международном частном праве
- 4.4. Специфика правового статуса транснациональных компаний
- 4.5. Правовое положение государства как субъекта международного частного права
- 4.6. Международные межправительственные организации как субъекты международного частного права
- Особенная часть Тема 5. Право собственности в международном частном праве
- 5.1. Коллизионные вопросы права собственности
- 5.2. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- 5.3. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах
- Тема 6. Право внешнеэкономических сделок
- 6.1. Общие положения
- 6.2. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок
- 6.3. Сфера действия обязательственного статута по внешнеэкономическим сделкам
- 6.4. Форма и порядок подписания сделок
- 6.5. Международно-правовая унификация норм по внешнеэкономическим сделкам
- 6.6. Международный торговый обычай
- 6.7. Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов
- 6.8. Теория lex mercatoria и негосударственное регулирование внешнеэкономических сделок
- Тема 7. Право международных перевозок
- 7.1. Общие положения права международных перевозок
- 7.2. Международные железнодорожные перевозки
- 7.3. Международные автомобильные перевозки
- 7.4. Международные воздушные перевозки
- 7.5. Международные морские перевозки
- 7.6. Отношения, связанные с риском мореплавания
- Тема 8. Международное частное валютное право
- 8.1. Финансирование международных коммерческих операций
- 8.2. Международные расчеты, валютные и кредитные отношения
- 8.3. Формы международных расчетов
- 8.4. Международные расчеты с использованием векселя
- 8.5. Международные расчеты с использованием чека
- 8.6. Правовая специфика денежных обязательств
- Тема 9. Интеллектуальная собственность в международном частном праве
- 9.1. Понятие и особенности интеллектуальной собственности
- 9.2. Специфика авторского права в международном частном праве
- 9.3. Международная охрана авторских прав и смежных прав
- 9.4. Специфика права промышленной собственности в международном частном праве
- 9.5. Международное и национальное регулирование изобретательского права
- Тема 10. Брачносемейные отношения в международном частном праве
- 10.1. Основные проблемы брачносемейных отношений с иностранным элементом
- 10.2. Заключение браков
- 10.3. Расторжение браков
- 10.4. Правоотношения между супругами
- 10.5. Правоотношения между родителями и детьми
- 10.6. Усыновление (удочерение) в международном частном праве
- Тема 11. Наследственные правоотношения в международном частном праве
- 11.1. Основные проблемы в области наследственных отношений, осложненных иностранным элементом
- 11.2. Наследственные права иностранцев в Российской Федерации и российских граждан за рубежом
- 11.3. Режим «выморочного имущества» в международном частном праве
- Тема 12. Международное частное трудовое право
- 12.1. Коллизионные проблемы международных трудовых отношений
- 12.2. Трудовые отношения с иностранным элементом по законодательству рф
- 12.3. Несчастные случаи на производстве и «увечные дела»
- Тема 13. Обязательства из правонарушений в международном частном праве
- 13.1. Основные проблемы обязательств из правонарушений (деликтов)
- 13.2. Деликтные обязательства с иностранным элементом в Российской Федерации
- 13.3. Унифицированные международно-правовые нормы деликтных обязательств
- Международный гражданский процесс Тема 14. Судебное разбирательство гражданских дел с иностранным элементом
- 14.1. Понятие международного гражданского процесса
- 14.2. Источники международного гражданского процесса
- 14.3. Общие начала процессуального положения иностранных лиц в гражданском судопроизводстве
- 14.4. Международная подсудность
- 14.5. Исполнение иностранных судебных поручений
- 14.6. Признание и исполнение иностранных судебных решений
- 14.7. Нотариальные действия в международном частном праве и международном гражданском процессе
- Тема 15. Международный коммерческий арбитраж
- 15.1. Правовая природа международного коммерческого арбитража
- 15.2. Виды международного коммерческого арбитража
- 15.3. Право, применимое арбитражем
- 15.4. Арбитражное соглашение
- 15.5. Форма и содержание арбитражного соглашения
- 15.6. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
- 15.7. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации
- Список литературы