7.2. Международные железнодорожные перевозки
Международная железнодорожная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами на условиях международной железнодорожной конвенции. Железнодорожные перевозки в отсутствие международного транспортного соглашения не являются международными, а имеют национально-правовой характер. Такая перевозка разбивается на несколько этапов и оформляется несколькими договорами перевозки: следование до пограничной станции – по закону государства места отправления, после пересечения границы – по национальному праву соответствующего иностранного государства и т. д. Международные железнодорожные конвенции могут иметь как межправительственный, так и межведомственный характер. Наряду с этими конвенциями заключаются специальные соглашения вспомогательного характера, регулирующие исключительно отношения между железными дорогами и не создающие права и обязанности для сторон в договоре перевозки.
Общепризнанное положение – при наличии железнодорожной конвенции применение национального законодательства допускается только при наличии отсылки к нему в самой конвенции либо по вопросам, в конвенции не урегулированным. Особенности коллизионного регулирования международного железнодорожного сообщения заключаются в совмещении действия в каждом договоре нескольких коллизионных начал. Чрезвычайно распространенной является трансформация общих коллизионных привязок (закон места нахождения вещи, места совершения договора) в специальные (закон дороги отправления, следования, транзита, назначения и т. д.). Правовое регулирование железнодорожных перевозок предполагает возможность автономии воли при выборе применимого права и юрисдикции.
Многосторонние международные соглашения о железнодорожных перевозках заключаются, естественно, только на региональном уровне. В Западной, Центральной и Восточной Европе действуют Бернские конвенции о железнодорожных перевозках грузов 1890 г. (СИМ) и о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа 1923 г. (СИВ). В 1980 г. б^1ла созвана специальная Конференция по пересмотру Бернских конвенций, которая завершилась принятием Соглашения о международных железнодорожных перевозках 1980 г. (КОТИФ). В качестве Приложения к КОТИФ разработаны Международная пассажирская конвенция (Приложение А – Единые правила МПК) и Международная грузовая конвенция (Приложение В – Единые правила МГК). К МГК принято специальное дополнение – Правила международного грузового сообщения, представляющие собой служебную инструкцию к КОТИФ.
В рамках КОТИФ создана Бернская организация международного железнодорожного транспорта. При расчетах по международным железнодорожным перевозкам в основном используются СПЗ – международная валютная единица, установленная в 1967 г. МВФ. В КОТИФ участвуют не только европейские страны, но и отдельные государства Азии и Африки. Положения КОТИФ применяются при перевозках российских внешнеторговых грузов в страны Западной Европы и из них в Россию.
КОТИФ распространяются не только на железнодорожное, но и на смешанное железнодорожно-водно-воздушное сообщение. Нормы МПК и МГК имеют диспозитивный характер, ими установлена возможность изменения условий перевозок посредством отдельных двусторонних соглашений и норм национальных законов. В КОТИФ довольно много специальных коллизионных привязок (закон дороги отправления груза, дороги следования груза, дороги назначения груза). Предусмотрены применение закона страны суда и широкая возможность автономии воли.
Россия также участвует в многосторонних международных региональных соглашениях по железнодорожным перевозкам – в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о международном пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г. (действуют в редакции 1992 г.). Для смешанных перевозок по правилам СМГС заключаются специальные соглашения. Сфера действия СМГС и СМПС – бывшие социалистические государства Восточной Европы и Азии, бывшие союзные республики СССР.
СМГС и СМПС содержат императивные унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы. Недействительны все двусторонние соглашения, отступающие от правил СМГС и СМПС. Виды специальных коллизионных привязок в этих соглашениях: закон дороги отправления груза; дороги следования груза; дороги, изменяющей договор перевозки; дороги, где груз был задержан; дороги назначения груза; дороги, к которой предъявляются претензии. Установлена невозможность для сторон выбора применимого права и иных коллизионных привязок. Применение национальных законов допустимо только по вопросам, неурегулированным в соглашениях.
Россия имеет целую систему двусторонних соглашений о международном железнодорожном грузовом и пассажирском сообщении с разными странами (Турцией, Финляндией, Ираном, Австрией и др.). Провозная плата по всем международным железнодорожным перевозкам России устанавливается по ставкам МТТ. Льготные провозные платежи закреплены в российско-финляндском соглашении. По Транссибирской магистрали грузоперевозки осуществляются сквозными ускоренными контейнерными поездами – «Западный ветер» и «Восточный ветер».
- Ирина Викторовна Гетьман-Павлова
- 2. Органы власти
- 3. Другие сокращения
- Общая часть Тема 1. Понятие и система международного частного права
- 1.1. Понятие и предмет международного частного права
- 1.2. Место международного частного права в системе права
- 1.3. Нормативная структура международного частного права
- 1.4. Методы регулирования в международном частном праве
- Тема 2. Источники международного частного права
- 2.1. Понятие и специфика источников международного частного права
- 2.2. Национальное право как источник международного частного права
- 2.3. Международное право как источник международного частного права
- 2.4. Судебная и арбитражная практика как источник международного частного права
- 2.5. Доктрина права, аналогия права и закона, общие принципы права цивилизованных народов как источник международного частного права
- 2.6. Автономия воли субъектов правоотношения как источник международного частного права
- Тема 3. Коллизионное право – центральная часть и подсистема международного частного права
- 3.1. Основные начала коллизионного права
- 3.2. Коллизионная норма, ее строение и особенности
- 3.3. Виды коллизионных норм
- 3.4. Основные типы коллизионных привязок
- 3.5. Современные проблемы коллизионного права
- 3.6. Квалификация коллизионной нормы, ее толкование и применение
- 3.7. Пределы применения и действия коллизионных норм
- 3.8. Теория отсылок в международном частном праве
- 3.9. Установление содержания иностранного права
- Тема 4. Субъекты международного частного права
- 4.1. Положение физических лиц в международном частном праве, определение их гражданской правоспособности
- 4.2. Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве
- 4.3. Правовой статус юридических лиц в международном частном праве
- 4.4. Специфика правового статуса транснациональных компаний
- 4.5. Правовое положение государства как субъекта международного частного права
- 4.6. Международные межправительственные организации как субъекты международного частного права
- Особенная часть Тема 5. Право собственности в международном частном праве
- 5.1. Коллизионные вопросы права собственности
- 5.2. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- 5.3. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах
- Тема 6. Право внешнеэкономических сделок
- 6.1. Общие положения
- 6.2. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок
- 6.3. Сфера действия обязательственного статута по внешнеэкономическим сделкам
- 6.4. Форма и порядок подписания сделок
- 6.5. Международно-правовая унификация норм по внешнеэкономическим сделкам
- 6.6. Международный торговый обычай
- 6.7. Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов
- 6.8. Теория lex mercatoria и негосударственное регулирование внешнеэкономических сделок
- Тема 7. Право международных перевозок
- 7.1. Общие положения права международных перевозок
- 7.2. Международные железнодорожные перевозки
- 7.3. Международные автомобильные перевозки
- 7.4. Международные воздушные перевозки
- 7.5. Международные морские перевозки
- 7.6. Отношения, связанные с риском мореплавания
- Тема 8. Международное частное валютное право
- 8.1. Финансирование международных коммерческих операций
- 8.2. Международные расчеты, валютные и кредитные отношения
- 8.3. Формы международных расчетов
- 8.4. Международные расчеты с использованием векселя
- 8.5. Международные расчеты с использованием чека
- 8.6. Правовая специфика денежных обязательств
- Тема 9. Интеллектуальная собственность в международном частном праве
- 9.1. Понятие и особенности интеллектуальной собственности
- 9.2. Специфика авторского права в международном частном праве
- 9.3. Международная охрана авторских прав и смежных прав
- 9.4. Специфика права промышленной собственности в международном частном праве
- 9.5. Международное и национальное регулирование изобретательского права
- Тема 10. Брачносемейные отношения в международном частном праве
- 10.1. Основные проблемы брачносемейных отношений с иностранным элементом
- 10.2. Заключение браков
- 10.3. Расторжение браков
- 10.4. Правоотношения между супругами
- 10.5. Правоотношения между родителями и детьми
- 10.6. Усыновление (удочерение) в международном частном праве
- Тема 11. Наследственные правоотношения в международном частном праве
- 11.1. Основные проблемы в области наследственных отношений, осложненных иностранным элементом
- 11.2. Наследственные права иностранцев в Российской Федерации и российских граждан за рубежом
- 11.3. Режим «выморочного имущества» в международном частном праве
- Тема 12. Международное частное трудовое право
- 12.1. Коллизионные проблемы международных трудовых отношений
- 12.2. Трудовые отношения с иностранным элементом по законодательству рф
- 12.3. Несчастные случаи на производстве и «увечные дела»
- Тема 13. Обязательства из правонарушений в международном частном праве
- 13.1. Основные проблемы обязательств из правонарушений (деликтов)
- 13.2. Деликтные обязательства с иностранным элементом в Российской Федерации
- 13.3. Унифицированные международно-правовые нормы деликтных обязательств
- Международный гражданский процесс Тема 14. Судебное разбирательство гражданских дел с иностранным элементом
- 14.1. Понятие международного гражданского процесса
- 14.2. Источники международного гражданского процесса
- 14.3. Общие начала процессуального положения иностранных лиц в гражданском судопроизводстве
- 14.4. Международная подсудность
- 14.5. Исполнение иностранных судебных поручений
- 14.6. Признание и исполнение иностранных судебных решений
- 14.7. Нотариальные действия в международном частном праве и международном гражданском процессе
- Тема 15. Международный коммерческий арбитраж
- 15.1. Правовая природа международного коммерческого арбитража
- 15.2. Виды международного коммерческого арбитража
- 15.3. Право, применимое арбитражем
- 15.4. Арбитражное соглашение
- 15.5. Форма и содержание арбитражного соглашения
- 15.6. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
- 15.7. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации
- Список литературы