§ 3. Принципы ювенальной юстиции
Это те принципы, которые определяют особенности ювенальной юстиции и отличают ее от юстиции общей (общеуголовной, общегражданской). Оценивая специфические принципы ювенальной юстиции, необходимо сравнивать их с принципами общего правосудия.
Специфическими принципами ювенальной юстиции являются следующие:
Преимущественно охранительная ориентация ювенальной юстиции. Этот принцип специфичен, так как ювенальная юстиция создавалась и действует до наших времен преимущественно как уголовное правосудие, задачи которого чаще ассоциируются с уголовным преследованием, обвинением, осуждением, наказанием, а не с преимущественной защитой тех, кто совершил преступление. И вместе с тем уже при рассмотрении правовой базы ювенальной юстиции — несовершеннолетия — можно отметить выдвижение на первый план именно охранительной функции последней. Обратите внимание на одну историческую особенность, объясняющую такую направленность ювенальной юстиции: исторически суд по делам несовершеннолетних создавался как суд, решающий двуединую задачу — защиты прав детей и подростков и уголовного преследования несовершеннолетних преступников. С развитием ювенальной юстиции ее охранительная функция все более укреплялась.
В современном судебном процессе стран, где функционирует ювенальная юстиция, повышенная судебная защита предусмотрена для всех несовершеннолетних, оказавшихся в орбите правосудия, независимо от их процессуального положения (с учетом российской терминологии — подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных, свидетелей, потерпевших).
Специальный охранительный правовой режим для несовершеннолетних может быть выражен в разных формах: прямой протекционизм (например, уменьшение, только по факту несовершеннолетия, на определенную часть размера наказания, указанного в статье УК), дополнительная правовая защита отдельных групп несовершеннолетних (например, по российскому уголовно-процессуальному законодательству обязательно участие педагога в допросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет). Во многих странах закон предписывает проводить закрытые заседания суда по всем делам о преступлениях несовершеннолетних или о преступных посягательствах на них. Провозглашение преимущественного применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, а не наказания — это тоже проявление охранительной функции ювенальной юстиции. Обратите внимание на то, что воспитательное воздействие на несовершеннолетнего, проходящее через весь судебный процесс, и относят к самостоятельному принципу ювенальной юстиции, равно как считают принципом уголовного права в отношении несовершеннолетних (принцип воспитуемости) (подробнее см. лекцию V).
Социальная насыщенность ювенальной юстиции. Суть этого принципа — в широком использовании в судебном процессе по делам несовершеннолетних неюридических специальных знаний, в акценте на изучении социальных условий жизни несовершеннолетних, представших перед судом, социально-психологических признаков их личности. Использование таких специальных знаний в западной правовой науке носит название "непрофессиональный элемент".
Привлечение неюридических специальных познаний в судебном процессе имеет место и в общеуголовном и общегражданском процессе: это заключения экспертов, участие специалистов, предусмотренные в том числе и российским процессуальным законодательством. В рамках ювенальной юстиции происходит социальное насыщение всего юридического процесса данными из неюридических источников. Речь идет не только о привлечении к участию в процессе экспертов и специалистов, но и об использовании в рамках ювенальной юстиции данных, полученных судом и по его специальным заданиям, от специализированных неюридических учреждений и служб ювенального профиля (медико-психологических, социально-психологических, социальных служб, консультационных центров). Привлечение этих данных — одна из главных особенностей судебного процесса в "классическом" правосудии по делам несовершеннолетних. Согласно законам своих стран суд для несовершеннолетних может не только задать интересующие его вопросы указанным неюридическим службам, но и поместить в этой связи несовершеннолетнего на стационарное обследование. Вопросы (и ответы на них) могут касаться психологических особенностей личности несовершеннолетнего, его реакции на негативные жизненные ситуации. Перед указанными учреждениями суд может поставить вопрос и о выборе оптимальной для данной личности меры воздействия, и особенно о наиболее результативном режиме ее исполнения. Естественно, закон оставляет за судом право выбора и меры воздействия, и режима, однако помощь неюридических консультантов оценивается высоко и успешно используется в деятельности судов по делам несовершеннолетних.
Хотелось бы обратить внимание на то, что сложившаяся в западных странах, где есть суды для несовершеннолетних, система вспомогательных неюридических органов оценивается нами нередко как центральное звено ювенальной юстиции. Еще раз стоит подчеркнуть, что такая позиция не соответствует концепции и философии ювенальной юстиции. Тем не менее, рассматриваемый "непрофессиональный элемент" органически связан с ювенальной криминологией, которая разрабатывает свои методы исследования причин преступности несовершеннолетних, изучения личности несовершеннолетних именно на базе неюридических специальных познаний, которые затем использует ювенальная юстиция (подробнее см. лекцию VI).
Диапазон использования неюридических познаний в ювенальной юстиции в некоторых странах очень велик. Так, французский уголовный процесс предусматривает специальное социальное исследование в делах несовершеннолетних и формирование на его базе так называемого второго досье несовершеннолетнего, где собраны все социальные и психологические характеристики самого несовершеннолетнего и его деяния, а также окружающей его микросреды.
Максимальная индивидуализация судебного процесса в рамках ювенальной юстиции. Судопроизводство по любому делу, а не только по делу несовершеннолетнего, имеет сугубо индивидуальные цели, поскольку каждое преступление — акт индивидуальный, как индивидуальны уголовная ответственность и наказание за него.
Индивидуализация судебного процесса в рамках ювенальной юстиции является ее принципом потому, что в центре судебного процесса находится личность несовершеннолетнего, и именно ей в первую очередь подчинена вся судебная процедура, включающая правила, отсутствующие в общем правосудии.
Так, концепция ювенальной юстиции предусматривает, что судопроизводство по делам несовершеннолетних имеет неформальный характер, что не вяжется с традиционным представлением о строго регламентированной в законе судебной процедуре. Законодательство и судебная практика тех стран, где функционируют суды для несовершеннолетних, оценивают такую правовую ситуацию как самую эффективную применительно к подросткам.
Велико значение принципа индивидуализации и для осуществления других принципов ювенальной юстиции. В литературе он оценивается как синтезирующий все остальные принципы ювенальной юстиции. И с этим нельзя не согласиться. Трудно представить, как без максимальной индивидуализации будет реализовываться в ходе процесса возрастная специфика, преимущественно охранительный режим, использование упомянутых рекомендаций неюридических служб и принятие судом решений об этом использовании. Очевидно, что неформальный характер процедуры — основа индивидуализации судебного процесса в суде для несовершеннолетних — должен быть согласован и с общими процессуальными правилами, но не должен быть ими "задавлен", иначе судебная процедура войдет в конфликт с динамичным участником процесса — несовершеннолетним, что снизит эффективность правосудия.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- Лекция I концепция ювенальной юстиции предварительные замечания
- § 1. Несовершеннолетие — основная правовая база ювенальной юстиции
- § 2. Ювенальная юстиция: общее и специальное понятия
- § 3. Принципы ювенальной юстиции
- § 4. Суд по делам несовершеннолетних — центральное звено действующей ювенальной юстиции
- § 5. Судебная власть и ювенальная юстиция
- § 6. Ювенальная юстиция и гражданское общество
- Лекция II исторический путь ювенальной юстиции предварительные замечания
- § 1. Исторические предшественники
- § 2. Вступая в XX век
- Австралии и Новой Зеландии
- § 3. Первые шаги ювенальной юстиции
- § 4. Первые результаты
- § 5. Российская ювенальная юстиция
- Контрольные вопросы
- Лекция III действующие модели ювенальной юстиции предварительные замечания
- § 1. Англосаксонская и континентальная модели действующей ювенальной юстиции
- § 2. Современное российское правосудие по делам несовершеннолетних
- Контрольные вопросы
- Лекция IV ювенальная юстиция: современные модернизации (изменения) предварительные замечания
- § 1. Семейный суд
- § 2. Административный орган по делам несовершеннолетних, альтернативный суду
- § 3. Российская модель ювенальной юстиции: где альтернатива?
- Контрольные вопросы
- Лекция V ювенальная юстиция и ювенальное уголовное право предварительные замечания
- § 1. Возрастная специфика ювенального уголовного права и ювенальной юстиции
- § 2. Понятия уголовной безответственности, разумения и воспитуемости
- Контрольные вопросы
- Лекция VI ювенальная юстиция и ювенальная криминология предварительные замечания
- § 1. Возрастная специфика ювенальной юстиции и ювенальной криминологии. Вопросы взаимосвязи
- § 2. Криминология общая и ювенальная
- § 3. Ювенальная криминология и принципы ювенальной юстиции
- § 4. Ювенальная криминология и принцип социальной насыщенности ювенальной юстиции
- Контрольные вопросы
- Лекция VII международное сотрудничество в сфере ювенальной юстиции предварительные замечания
- § 1. Начало международного сотрудничества
- § 2. Современный период
- § 3. Пекинские правила — результат международного сотрудничества
- § 4. Россия — сша: двусторонний научный проект по проблемам ювенальной юстиции
- Контрольные вопросы
- Перешагнув порог XXI века (Послесловие)
- Итоговые контрольные вопросы
- Литература по теме "ювенальная юстиция"
- Приложение № 1 закон 1899 г. Штата иллинойс (сша), касающийся суда для несовершеннолетних
- Приложение № 2 федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Основные направления
- Системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Глава III. Производство по материалам
- Глава IV. Заключительные положения
- Часть первая. Общие принципы
- Приложение № 4 руководящие принципы организации объединенных наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних
- А. Семья
- В. Образование
- С. Общины
- Находящиеся под арестом или