Приложение № 4 руководящие принципы организации объединенных наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних
(Эр-Риядские руководящие принципы)
Приняты и провозглашены резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 1 декабря 1990 года
I. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ
1. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность.
2. Для того чтобы предупреждение преступности среди несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целом в целях обеспечения гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства.
3. Для целей толкования настоящих Руководящих принципов должна проводиться ориентация на нужды детей. Молодые люди должны играть активную роль в обществе и быть его полноценными участниками и не должны рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе или контроля.
4. При осуществления настоящих Руководящих принципов в соответствии с национальными правовыми системами в центре внимания любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства.
5. Следует признать необходимость и важность осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних, а также необходимость и важность систематического изучения и выработки мер. При этом следует избегать криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим. Такая политика и меры должны предусматривать:
a) обеспечение возможностей, в частности возможностей в области получения образования, для удовлетворения различных потребностей молодежи и создания системы поддержки, обеспечивающей развитие личности всех молодых людей, и особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите;
b) специальные теории предупреждения преступности среди молодежи и подходы к этому вопросу, основанные на использовании законов, процессов, учреждений, средств и системы услуг, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничений условий, ведущих к этому;
c) вмешательство официальных органов, которое должно осуществляться в первую очередь с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода;
d) обеспечение благополучия, развития, прав и интересов всех молодых людей;
e) учет того, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется;
f) сознание того, что, по преобладавшему мнению экспертов, определение молодого человека как "нарушителя", "правонарушителя" или "начинающего правонарушителя" во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей.
6. Для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, особенно в местах, где еще не создано никаких учреждений, необходимо разработать общинные службы и программы. Официальные учреждения социального контроля должны использоваться лишь в крайних случаях.
II. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РУКОВОДЯЩИХ ПРИНЦИПОВ
7. Настоящие Руководящие принципы истолковываются и применяются в широких рамках Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах, Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка и в контексте Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил), а также других документов и норм, касающихся прав, интересов и благополучия всех детей и молодежи.
8. Настоящие Руководящие принципы применяются также в контексте экономических, социальных и культурных условий, существующих в каждом государстве-члене.
III. ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
9. Всеобъемлющие планы предупреждения должны быть приняты на всех уровнях управления и включать следующее:
a) углубленный анализ проблем и перечни программ, услуг, учреждений и имеющихся ресурсов;
b) четко определенные обязанности компетентных организаций, учреждений и сотрудников, участвующих в деятельности по предупреждению;
c) механизмы для надлежащей координации деятельности правительственных и неправительственных учреждений в области предупреждения преступности;
d) политику, программы и стратегии на основе прогнозирования, которые должны находиться под постоянным контролем и подвергаться тщательному анализу в ходе их осуществления;
e) методы эффективного снижения возможности совершения правонарушений несовершеннолетних;
f) участие общины в рамках широкого круга услуг и программ;
g) тесное междисциплинарное сотрудничество между национальными, государственными, провинциальными и местными органами управления с участием частного сектора, представителей обслуживаемой общины, а также учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными вопросами, правоприменительных и судебных учреждений в принятии совместных мер по предупреждению преступности среди несовершеннолетних и молодежи;
h) участие молодежи в процессе реализации политики в области предупреждения преступности среди молодежи, в том числе ориентацию на использование возможностей общины, самопомощь молодежи и программы компенсации и помощи потерпевшим;
i) наличие квалифицированного персонала на всех уровнях.
IV. ПРОЦЕССЫ ПОДГОТОВКИ К ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ
10. Следует уделять особое внимание политике предупреждения, способствующей успешной подготовке к жизни в обществе и интеграции всех детей и молодых людей, особенно через семью, общину, лиц аналогичной возрастной группы, школу, профессионально-техническую подготовку, трудовую деятельность, а также через добровольные организации. Должное внимание следует уделять развитию личности детей и молодых людей; при этом к ним следует относиться как к равноценным партнерам в процессах подготовки к жизни в обществе и интеграции.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Введение
- Лекция I концепция ювенальной юстиции предварительные замечания
- § 1. Несовершеннолетие — основная правовая база ювенальной юстиции
- § 2. Ювенальная юстиция: общее и специальное понятия
- § 3. Принципы ювенальной юстиции
- § 4. Суд по делам несовершеннолетних — центральное звено действующей ювенальной юстиции
- § 5. Судебная власть и ювенальная юстиция
- § 6. Ювенальная юстиция и гражданское общество
- Лекция II исторический путь ювенальной юстиции предварительные замечания
- § 1. Исторические предшественники
- § 2. Вступая в XX век
- Австралии и Новой Зеландии
- § 3. Первые шаги ювенальной юстиции
- § 4. Первые результаты
- § 5. Российская ювенальная юстиция
- Контрольные вопросы
- Лекция III действующие модели ювенальной юстиции предварительные замечания
- § 1. Англосаксонская и континентальная модели действующей ювенальной юстиции
- § 2. Современное российское правосудие по делам несовершеннолетних
- Контрольные вопросы
- Лекция IV ювенальная юстиция: современные модернизации (изменения) предварительные замечания
- § 1. Семейный суд
- § 2. Административный орган по делам несовершеннолетних, альтернативный суду
- § 3. Российская модель ювенальной юстиции: где альтернатива?
- Контрольные вопросы
- Лекция V ювенальная юстиция и ювенальное уголовное право предварительные замечания
- § 1. Возрастная специфика ювенального уголовного права и ювенальной юстиции
- § 2. Понятия уголовной безответственности, разумения и воспитуемости
- Контрольные вопросы
- Лекция VI ювенальная юстиция и ювенальная криминология предварительные замечания
- § 1. Возрастная специфика ювенальной юстиции и ювенальной криминологии. Вопросы взаимосвязи
- § 2. Криминология общая и ювенальная
- § 3. Ювенальная криминология и принципы ювенальной юстиции
- § 4. Ювенальная криминология и принцип социальной насыщенности ювенальной юстиции
- Контрольные вопросы
- Лекция VII международное сотрудничество в сфере ювенальной юстиции предварительные замечания
- § 1. Начало международного сотрудничества
- § 2. Современный период
- § 3. Пекинские правила — результат международного сотрудничества
- § 4. Россия — сша: двусторонний научный проект по проблемам ювенальной юстиции
- Контрольные вопросы
- Перешагнув порог XXI века (Послесловие)
- Итоговые контрольные вопросы
- Литература по теме "ювенальная юстиция"
- Приложение № 1 закон 1899 г. Штата иллинойс (сша), касающийся суда для несовершеннолетних
- Приложение № 2 федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Основные направления
- Системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Глава III. Производство по материалам
- Глава IV. Заключительные положения
- Часть первая. Общие принципы
- Приложение № 4 руководящие принципы организации объединенных наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних
- А. Семья
- В. Образование
- С. Общины
- Находящиеся под арестом или